План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

Приложение № 5
к плану работы МБОУ «СОШ №3»
на 2023-2024 учебный год
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №3»
__________/ А.В.Никонова
Приказ № 74-О от 27.06.2023

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
на 2023/24 учебный год
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательская
грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, цифровая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)
среди обучающихся МБОУ «СОШ №3» посредством актуализации межпредметных
связей в образовательном процессе.
Задачи:
 Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной
грамотности.
 Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие
формирования функциональной грамотности обучающихся.
 Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющие место в реализации
ФГОС и ФОП уровней образования, для принятия своевременных мер по
обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
 Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с
разрабатываемыми в федеральном проекте «Мониторинг формирования и оценки
функциональной грамотности» (далее – Проект) подходами к формированию и
оценке функциональной грамотности и банком открытых заданий для
обучающихся.
 Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию
функциональной грамотности обучающихся.
 Провести диагностику сформированности функциональной грамотности
обучающихся.
 Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы
преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
 Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных технологий для
формирования функциональной грамотности обучающихся.
 Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Ожидаемые результаты:
 Актуализация модели формирования функциональной грамотности педагогами
школы.
 Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
 Пополненный и актуализированный банк заданий и межпредметных технологий
для формирования функциональной грамотности обучающихся.
 Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу
формирования функциональной грамотности обучающихся.
 Повышение качества образования.
№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

Результат реализации
мероприятия

Август

Внесены изменения в

Исполнители
мероприятия

ЭТАП 1. Подготовительный
1

Внесение изменений в разделы

Заместитель

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

ООП с учетом подходов и
требований ФООП по
формированию функциональной
грамотности

целевой и
содержательный
разделы ООП уровней
образования. Внесены
дополнения в раздел
«Планируемые
результаты», в разделы
«Система оценивания» и
«Программа
формирования/развития
УУД», рабочие
программы по
предметам и курсам
внеурочной
деятельности с учетом
подходов и требований
ФООП по
формированию
функциональной
грамотности

директора по УР,
руководители
рабочих групп
педагогов

2

Корректировка внутришкольной Август
системной модели формирования
функциональной грамотности
обучающихся

Внутришкольная
системная модель
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся

Директор,
заместитель
директора по УР

3

Корректировка локальных актов,
обеспечивающих реализацию
плана по формированию
функциональной грамотности
обучающихся в школе

Комплекс утвержденных Заместитель
локальных актов
директора по УР

4

Включение в учебный план
Август
учебных курсов, направленных на
формирование функциональной
грамотности обучающихся

Учебный
Заместитель
курс «Функциональная
директора по УР
грамотность» в учебных
планах ООП НОО, ООО,
СОО

5

Включение в план внеурочной
деятельности учебных курсов,
направленных на формирование
функциональной грамотности

Учебные
Заместитель
курсы «Функциональная директора по УР
читательская
грамотность» и
«Функциональная
естественно-научная
грамотность» в планах
внеурочной
деятельности ООП НОО
и ООО

6

Включение в график оценочных
Август–
процедур на 2023/24 учебный год сентябрь

Август–
сентябрь

Август

Включены оценочные
процедуры:

Заместитель
директора по УР

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

оценочные процедуры для оценки
читательской и цифровой
грамотности, предусмотренные
ФОП ООО и ФОП СОО

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

для проверки
читательской
грамотности –
письменная работа на
межпредметной основе
в 6-х и 10-х классах;
для проверки цифровой
грамотности –
практическая работа в
сочетании с письменной
(компьютеризованной)
частью в 8-х и 10-х
классах

7

Приобретение учебных пособий
для обучающихся по
формированию функциональной
грамотности

Август

Пополнение школьной
Директор,
библиотеки,
заместитель
использование
директора по УР
обучающимися
образовательной
организации пособий по
формированию
функциональной
грамотности

8

Разработка памятки для
участников образовательных
отношений «Функциональная
грамотность и ее компоненты»

Август–
сентябрь

Информирование
участников
образовательных
отношений

Директор,
заместитель
директора по УР

9

Родительские собрания
«Функциональная грамотность
как образовательный результат»

Октябрь–
декабрь

Информирование
родителей

Директор,
председатель совета
родителей, классные
руководители

10

Актуализация информационносправочного раздела
«Функциональная грамотность»
на сайте школы

Август

Информирование всех
участников
образовательных
отношений

Директор,
технический
специалист, классные
руководители

11

Формирование базы данных
обучающихся 8–9-х классов
на 2023/24 учебный год

Сентябрь

База данных
обучающихся 8–9х классов

Замдиректора по УР

12

Актуализация на 2023/24 учебный Сентябрь
год базы учителей, участвующих
в формировании функциональной
грамотности обучающихся 8–9х классов по направлениям:
читательская грамотность,
математическая грамотность,
естественно-научная грамотность,
финансовая грамотность,
цифровая грамотность,

База данных учителей,
участвующих в
формировании
функциональной
грамотности

Замдиректора по УР

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

глобальные компетенции и
креативное мышление
13

Пополнение и актуализация банка Сентябрь
оценочных материалов на основе
банка заданий, в том числе
разработанных ФГБНУ
«Институт стратегии развития
образования Российской
академии образования»

Актуализированный и
Замдиректора по УР,
пополненный школьный руководители ШМО
банк оценочных
материалов

14

Участие в семинаре «Опыт
реализации содержания и форм
активизации межпредметных
связей для формирования
функциональной грамотности»

Октябрь

Повышение
профессиональной
компетентности по
вопросу формирования
функциональной
грамотности

15

Проведение инструктивных
совещаний по вопросам
формирования и оценки
функциональной грамотности
школьников

Ежемесячно Повышение
профессиональной
компетентности по
вопросу формирования
функциональной
грамотности

Замдиректора по УР

Директор

ЭТАП 2. Практический
1

Внедрение в учебный процесс
практико-ориентированных
заданий для оценки
функциональной грамотности

В течение
года

Аналитическая справка
по итогам посещения
уроков

Замдиректора по УР,
педагоги

2

Проведение диагностики для
выявления уровня
сформированности
функциональной грамотности у
обучающихся 5-х, 10-х классов

Сентябрь

Аналитическая справка
о результатах
проведения стартовой
диагностики и уровня
сформированности
функциональной
грамотности у
обучающихся

Заместитель
директора по УР,
педагоги,
обучающиеся

3

Проведение оценки
Октябрь
функциональной грамотности
обучающихся 8–9-х классов (по
материалам банка заданий для
оценки функциональной
грамотности, разработанных
ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской
академии образования»)

Аналитическая справка Заместитель
о результатах
директора по УР
оценки функциональной
грамотности
обучающихся 8–9х классов

4

Проведение письменной работы
на межпредметной основе для
проверки читательской

Аналитическая справка
о результатах
оценки читательской

Ноябрь

Заместитель
директора по УР

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

грамотности в 6-х и 10-х классах

грамотности в 6-х и 10-х
классах

5

Проведение практической работы Февраль
в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью
для проверки цифровой
грамотности в 8-х и 10-х классах

Аналитическая справка Заместитель
о результатах оценки
директора по УР
цифровой
грамотности в 8-х и 10-х
классах

6

Проведение учебных курсов
«Функциональная грамотность»

В течение
года

Повышение уровня
функциональной
грамотности
обучающихся

Педагоги

7

Проведение курсов внеурочной
деятельности по направлениям
функциональной грамотности

В течение
года

Курсы внеурочной
деятельности:
«Функциональная
читательская
грамотность»;
«Функциональная
естественно-научная
грамотность»

Замдиректора по УР

8

Педагогический совет
«Оценивание функциональной
грамотности»

Ноябрь

Разработаны критерии
оценивания
функциональной
грамотности

Замдиректора по УР

9

Методический семинар «Опыт
реализации содержания и форм
активизации межпредметных
связей для формирования
функциональной грамотности»

В течение
года

Учителя обменялись
опытом реализации
содержания и форм
активизации
межпредметных связей
для формирования
функциональной
грамотности

Руководители МО
учителей

10

Мониторинг уровня
сформированности разных видов
компетенций в рамках
функциональной грамотности:
ноябрь – естественно-научная
грамотность в 9-х классах;
февраль – читательская
грамотность во 2–4-х классах;
март – математическая
грамотность в 5–8-х классах;
май – индивидуальный проект в
10-х классах

В течение
года

Аналитическая справка
по результатам контроля
уровня
сформированности
функциональной
грамотности
обучающихся

Заместитель
директора по УР,
руководители групп,
обучающиеся

11

Мониторинг «Оценка уровня
владения педагогами
технологиями формирования

В течение
года

Аналитическая справка
«Уровень владения
педагогами

Замдиректора по УР

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

функциональной грамотности
обучающихся»

12

Проведение внеклассных
мероприятий, формирующих
глобальные компетенции

13

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

технологиями
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся»
Справки по итогам
посещения внеклассных
мероприятий

Руководители ШМО
учителей

Проведение школьной олимпиады Ноябрь–
по функциональной грамотности февраль
обучающихся

Повышение уровня
функциональной
грамотности
обучающихся

Замдиректора по УР

14

Методический совет по теме
«Формирование глобальных
компетенций на уроках и во
внеурочной деятельности»

Декабрь

Решение методического
совета.
Методические
рекомендации
«Дидактические
материалы по
формированию
глобальных
компетенций на уроках
и во внеурочной
деятельности»

Замдиректора по УР
Руководители ШМО

15

Организация работы по
повышению квалификации
учителей по вопросам
формирования функциональной
грамотности обучающихся

В течение
года

Развитие
профессиональных
компетенций учителей
по вопросам
формирования
функциональной
грамотности учеников

Замдиректора по УР

16

Формирование банка лучших
педагогических практик по
формированию функциональной
грамотности обучающихся

В течение
года

Банк лучших практик
учителей школы по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

Замдиректора по УР

17

Обобщение инновационного
опыта педагогов школы и
представление опыта на
заседаниях методических
объединений

Март–
апрель

Освоение педагогами
методики
образовательного
процесса в соответствии
с целью и задачами
плана

Заместитель
директора по УР,
руководители групп,
обучающиеся

18

Мониторинг реализации
мероприятий плана работы

Ежемесячно Совещание при
директоре

ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный

В течение
года

Директор,
заместитель
директора по УР

№
п/п

Наименование мероприятия
проекта

Срок
реализации
проекта

Результат реализации
мероприятия

Исполнители
мероприятия

Май

Анализ результатов ВПР Заместитель
директора по УР

1

Анализ качества результатов
учеников на всероссийских
проверочных работах

2

Анализ результатов обучающихся Май
на внешних оценочных
процедурах по функциональной
грамотности

Анализ результатов
внешних оценочных
процедур

Заместитель
директора по УР

3

Анализ реализации плана работы, Июнь
обобщение опыта

Совещание при
директоре, выпуск
методического пособия с
материалами по
реализации плана по
формированию
функциональной
грамотности

Заместитель
директора по УР,
руководители
рабочих групп

4

Проведение мастер-классов
педагогов «Лучшие практики
формирования функциональной
грамотности»

Проведение мастерЗаместитель
классов, выступления на директора по УР,
педсовете
педагоги

Август


Наверх

ЦОС "МОЯ ШКОЛА"



На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».