МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» 6 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Москва 2023 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3 I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 6 II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 8 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» В 6 КЛАССЕ ................................................................................................... 27 Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец 6 класса..................................................................... 27 Критерии и нормы оценки достижений ....................................................... 28 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум- ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: − формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; 3 − формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; − формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; − формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; − овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; − формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование у обучающихся представлений о географии как науке; − обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде; − формирование представлений об опасных природных явлениях, − формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты; − формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью; − воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; 4 − формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни. 5 I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные яв- 6 ления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся. Содержание разделов № Название раздела Количество часов 5 Контрольные работы 1. Введение 2. Ориентирование на местности 5 1 3. Формы поверхности Земли 4 1 4 Вода на Земле 10 1 5 План и карта 7 1 6. Земной шар 17 1 7. Карта России 20 2 Итого 1 68 7 № Тема предмета Кол-во часов II. 1. География - наука о 1ч. природе Земли 2. Наблюдения за из- 1ч. менениями высоты Солнца и погоды 3. Явления природы 1ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Введение - 5 часов Формирование у обучаюНазывают, что в переводе щихся означает слово «география». представлений об изучаеРассказывают о первых путемом предмете - география шественниках по плану и опорным словам и словосочетаниям Формирование представлеНазывают основные компоний о разных временах года, ненты погоды, используя посуточном и годовом движе- мощь учителя. нии Земли Рассказывают от чего зависит смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды Знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения во время грозы, сильных порывах ветра Определяют и называют по иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой иллюстрации (схематические рисунки) как вести себя во время грозы и при сильных порывах ветра Достаточный уровень Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том, как люди используют в своей жизни знания по географии Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах ветра 8 4–5. Географические 2 ч. сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений 6. Горизонт. Линия го- 1ч. ризонта 7. Стороны горизонта 8. Компас и правила 1ч. пользования им 9. Ориентирование по 1ч. местным признакам природы 1ч. Знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники. Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксирование и обобщение своих наблюдений Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии совместно с учителем Ориентирование на местности – 5 часов Находят в словаре и зачитыФормирование представвают, что такое горизонт, лилений о линии горизонта, ния горизонта. Выделяют на основных сторонах горииллюстрации линию горизонта зонта Формирование умений поль- Называют основные стороны зоваться компасом, опреде- горизонты, опираясь на схему. лять основные стороны го- Рисуют схему сторон горизонризонта та совместно с учителем Знакомство с компасом. Определяют стороны горизонУстройство. Правила поль- та по компасу, используя позования. Формирование мощь учителя. Наклеивают умений ориентироваться по картинку компаса в тетрадь компасу Формирование умений ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации Определяют стороны горизонта по признакам природы, изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке Рассказывают, что такое компас, для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью компаса по местным признакам природы 9 10. Ориентирование на 1ч. местности 11. Рельеф местности, 1ч. его основные формы. Равнины, холмы 12. Знакомство с фор- 1ч. мами рельефа своей местности (своего края). (Экскурсия для обучающихся, проживающих в сельской местности) Овраги, их образо- 1ч. вание 13. Закрепление сформированНаблюдают за окружающей ных навыков ориентировадействительностью. Опредения с пользованием компа- ляют стороны горизонта по са. местным признакам природы, Продолжение формирования принимая помощь учителя умений наблюдать за окружающей действительностью, обобщение своих наблюдений Формы поверхности Земли – 4часов Формирование представлеНазывают основные формы ний обучающихся о формах земной поверхности. Зарисоповерхности земного шара вывают строение холма по образцу с указанием его частей. Называют и показывают горы и равнины на иллюстрациях Обобщение и закрепление сведений обучающихся о родном крае. Продолжение формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения Формирования представлений об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, по компасу Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части холма на схеме Определяют форму рельефа Определяют форму рельефа своей своей местности, опираясь на местности. Составляют рассказ о схемы и иллюстрации, сов- форме рельефа своей местности местно с учителем Показывают на иллюстрации овраг, называют подписанные части оврага, делают макет оврага из сырого песка и глины Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации, зарисовывают схему оврага и подписывают его части. Делают макет оврага из сырого песка и глины 10 14. Горы. Землетрясе- 1ч. ния. Извержения вулканов 15 Вода в природе 16 Родник, его образо- 1ч. вание 17 Колодец, вод 18 Река, ее части. Гор- 1ч. ные и равнинные реки 1ч. водопро- 1ч. Продолжение формирования Составляют рассказ о горах из представлений обучающих- предложенных учителем предся о разновидностях рельефа ложений. Лепят макет горы из земного шара. Знакомство со пластилина. Отвечают на стихийными явлениями наводящие вопросы о стихийприроды (землетрясение, ных явлениях в природе извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения Вода на Земле – 10 часов Закрепление полученных на Приводят примеры, где встреуроках природоведения зна- чается вода в природе с опоний о воде и ее значении для рой на иллюстрации. По схеме живых организмов и хозяй- рассказывают о круговороте ственной деятельности чеводы в природе ловека Формирование элементар- Составляют рассказ по опорных представлений об обра- ным словам об образование зовании родника родника Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека Знакомство с горными и равнинными реками, их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности Рассказывают о горах и горных системах. Зарисовывают схему вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана) Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают как происходит круговорот воды в природе по схеме Рассказывают как накапливается вода под землёй. Объясняют как образовалось слово «источник». Называют, из каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои По рисунку рассказывают о Рассказывают о работе водопровостроении водопровода. Из да. Называют правила охраны вопластилина делают макет ко- ды при пользовании водопроводом лодца Составляют предложения как образуются реки по опорным словам. Называют части реки, обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации гор- Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки, левые и правые притоки. Сравни- 11 ную и равнинную реку 19 Использование рек 1ч. 20 Озера. Водохрани- 1ч. лища. Пруды 21 Болота, их осушение 1ч. 22 Океаны и моря 1ч. вают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают как образуется водопад Продолжение формирования Составляют рассказ об ис- Рассказывают об использовании представлений обучающих- пользование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной ся об использовании при- опорой на иллюстрации деятельности человека родных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека Продолжение формирования По иллюстрациям и опорным Называют характерные особеннопредставлений обучающих- словам рассказывают, где об- сти озера. Рассказывают, в каких ся о многообразии водоемов разуются озера. Называют местах образуются озёра. Зарисоземного шара. Обобщить и различия пруда от озера, при- вывают схему озера. Рассказывазакрепить знания об озерах, нимая помощь учителя ют, как образуются водохранилипрудах, водохранилищах ща. Сравнивают пруд и озеро. родного края, их использоПриводят примеры искусственных вании в хозяйственной деяводоемов тельности человека Продолжение формирования Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании бопредставлений обучающих- картинок «Образование бо- лот по схеме. Рассказываю, для ся о болоте. Повторить и за- лот» чего осушают болота и где исполькрепить сведения, получензуется торф ные о торфе, его добыче и использовании Формирование понятий Составляют рассказ по иллю- Называют характерные особенно«океан», «море». страциям об использовании сти морей и океанов. Сравнивают Знакомство обучающихся со морей и океанов человеком и показывают на схеме окраинные стихийными явлениями и внутренние моря. Называют отприроды (шторм, цунами, личия морской воды от пресной. ураган) Рассказывают, что такое цунами. По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и 12 23 Острова и полуост- 1ч. рова Формирование понятий Зарисовывают в тетради вме«остров» и «полуостров» сте с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина 24 Водоемы в вашей 1ч. местности. Охрана вод от загрязнения Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают иллюстрации и фотографии с изображением водоемов океанов в хозяйственной деятельности человека Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке находят и показывают острова, полуострова, заливы и проливы. Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги Называют водоемы, которые есть в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов. Составляют альбом «Вода на Земле» План и карта – 7 часов 25 Рисунок предмета и 26 План и масштаб план 1ч. 1ч. Формирование первоначальных представлений обучающихся о плане, его значении. Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по контурным линиям. Называют отличия плана от рисунка, используя помощь учителя Продолжение формирования Знакомятся с понятием «маспредставлений обучающих- штаб». Составляют рассказ ся о плане, закрепление «Люди каких профессий испредставления о масштабе. пользуют масштаб в своей работе», по опорным словам, и иллюстрациям Рассказывают, что такое план и для чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик) Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии людей, которым необходим план местности 13 27 Условные знаки 1ч. плана местности 28 План и географиче- 1ч. ская карта 29 Условные цвета фи- 1ч. зической карты 30 Условные знаки фи- 1ч. зической карты Развитие умения читать простейшие планы, знакомство с условными знаками плана местности Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности по образцу Продолжение формирования Называют отличия плана от представлений обучающих- карты, используя помощь учися о плане и его значении. теля Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека Знакомство с условными По иллюстрации называют цветами физической карты. формы земной поверхности. С Обучение показывать на фи- помощью учителя называют зической карте России фор- основные цвета физической мы поверхности, крупнейкарты шие водоемы с опорой на условный цвет, которым обозначены различные формы поверхности и водоемы Продолжение формирования Соотносят условный знак фипредставлений обучающих- зической карты с изображенися о географической карте. ем Знакомство с условными знаками физической карты Называют характерные особенности изученных понятий. Читают рассказ, используя условные знаки плана местности Сравнивают план города и карту. Называют отличия плана от карты. Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных) Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные знаки плана, цвета и условные знаки физической карты Называют условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные цвета и условные знаки физической карты 14 31 Физическая карта 1ч. России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей 32 Краткие сведения о 1ч. Земле, Солнце, Луне 33 Планеты 34 Земля – планета. 1ч. Доказательства шарообразности Земли 1ч. Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и ее значении. Формирование умений показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных учителем предложений. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя Земной шар – 17 часов Формирование у обучаю- Составляют рассказ о Земле, щихся элементарных пред- Солнце и Луне из рекомендоставлений о телах Солнеч- ванных учителем предложеной системы ний Расширение круга элемен- Знают название 2-3 планет. тарных представлений о Составляют рассказ об одной планетах Солнечной систе- из планет, используя опорные мы слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по отношению к Солнцу, используя помощь учителя Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с опорой на план. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты Формирование у обучающихся представлений о форме Земли. Продолжение закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с понятиями «астрономия», «планеты» Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме Солнечной системы. Знают названия до 4 планет. Называют отличительные признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу Приводят примеры доказательства шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как менялись представления о форме и размерах Земли с опорой на иллю- Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону) 15 страции 35 Современные исследования космоса 1ч. Продолжить формирование представлений обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках 36 Глобус - модель 1ч. Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе Формирование представлений обучающихся о форме Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об условных цветах физической карты 37 Физическая полушарий Повторение и закрепление знаний обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях. Знакомство с картой полушарий. Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов карта 1ч. Называют первого космонавта. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о первом полете в космос Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из пластилина Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на физической карте полушарий полюса, линию экватора, материки, океаны Рассказывают о первом полете Ю. А. Гагарина в космос Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на карте полушарий и глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны 16 38 Распределение воды 1ч. и суши на Земле 39 Океаны на глобусе 1ч. и карте полушарий 40 Материки на глобу- 1ч. се и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) Знакомство обучающихся с распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на территории нашей планеты Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе Определяют по карте, что за- Определяют по карте, в каком понимает большую часть земно- лушарии больше воды, а в каком го шара: вода или суша. Пока- островов и материков зывают воду и сушу на карте, опираясь на таблицу условных знаков Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с опорой на карту, используя предложения, предложенные учителем Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают названия океанов на контурной карте Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме или иллюстрациям. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости (например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света 17 41 Кругосветные пу- 1ч. тешествия. Плавание экспедиции под командованием Ф. Магеллана Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного путешествия под командованием Ф. Магеллана Составляют из предложений, предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое кругосветное путешествие Рассказ по плану и карте о первом кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф. Магеллана 42 Первое русское кру- 1ч. госветное плавание Знакомство с первым рус- Составляют из предложенных ским кругосветным плава- учителем предложений раснием и его значением сказ о русском кругосветном плавании. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут Крузенштерна, шлюп «Нева») 43 Различие в освеще- 1ч. нии и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с климатом земного шара Составляют рассказ по плану и карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике) Рассказывают как происходило первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку Рассказывают о значении солнца для жизни на земле с опорой на схему или рисунки. Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг Солнца. Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя 18 44 Пояса освещенно- 1ч. сти: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий Продолжение формирования первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре 45 Природа тропиче- 1ч. ского пояса. Тропические леса Расширение круга представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса 46 Природа тропиче- 1ч. ского пояса. Саванны и пустыни 47 Природа умеренных 1ч. и полярных поясов Составляют рассказ об одном из поясов освещенности из предложенных учителем предложений. Раскрашивают в контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему пояса освещенности Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради. Узнают изображения типичных животных тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) Знакомство с природными Узнают изображения типичзонами саванн и пустынь ных животных саванн и путропического пояса стынь тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) Знакомство обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов Называют и показывают умеренные и полярные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составля- Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на схему/ план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности» Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса. Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» природные зоны саванн и пустынь с помощью учителя Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе уме- 19 48 Обобщающий урок 49 Карта России. Гео- 1ч. графическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны Столица России – 1ч. Москва 50 51 1ч. Границы России. 1ч. Сухопутные границы на западе и юге ют рассказ из предложенных учителем предложений о природе умеренных или полярных поясов (Арктика, Антарктика) Обобщение изученного ма- Выполняют контрольное тетериала по разделу Земной стирование с опорой на учебшар. Работа с картой полу- ник, с помощью учителя шарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на печатной основе Карта России-20 часов Знакомство обучающихся с Показывают на карте и положением России на гло- настольной карте Россию, исбусе, карте. Формирование пользуя помощь учителя. представлений о площади Выделяют среди других изобгосударства, повторение ражений флаг и герб РФ. Засимволики РФ рисовывают вместе с учителем флаг РФ Продолжение формирования С помощью находят на карте представлений обучающих- столицу нашей Родины. Расся о Москве как главном го- сматривают иллюстрации дороде (столице) России стопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания Формирование представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование Показывают границы России на физической карте, обводят по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы ренных и полярных поясов по плану Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар» Составляют описание географического положения России (с опорой на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия Находят на карте столицу нашего государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в тексте учебника Показывают на карте сухопутные границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и юге. Выделяют сухопутные границы 20 52 Морские границы. 1ч. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана 53 Моря Тихого и Ат- 1ч. лантического океанов 54 Острова и полуост- 1ч. рова России навыков правильного показа объектов на географической карте Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте РФ на контурной карте Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и читают названия морей. Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя о природе морей (не выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере. Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей. Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах России. Закрепление знаний об условных обозначениях и условных цветах физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте Формирование представлеПоказывают и называют остний о территории РФ, острова и полуострова, заранее ровах и полуостровах Севыделенные учителем верного Ледовитого, Тихо- Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега России (не выделяя конкретных названий). Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану Называют и показывают на карте моря Тихого и Атлантического океанов. Наносят океаны, моря на контурную карту. Составляют описания одного из морей с опорой на план Называют и показывают острова и полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Со- 21 55 Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья 1ч. 56 Работа с контурными картами 1ч. 57 Горы: Урал, Север- 1ч. ный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские го, Атлантического океанов. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте Формирование представлений о поверхности РФ, ее разнообразии. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ ставляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют описание равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты, используя помощь учителя Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте, используя помощь учителя Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в учебнике 22 58 Крупнейшие место- 1ч. рождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) Закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр РФ. Повторение условных обозначений полезных ископаемых 59 Работа с контурны- 1ч. ми картами 60 Река Волга Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами Формирование представлений обучающихся о реке Волге как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека 1ч. Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых. Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России. Рассказывают об использовании полезных ископаемых. Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте Наносят на контурную карту Наносят на контурную карту названия гор России, условные названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в знаки полезных ископаемых в меместах их добычи стах их добычи Показывают на настенной карте реку Волгу, используя помощь учителя. Составлять из предложенных учителем предложений рассказописание реки Волги Показывают по карте реку Волгу, ее притоки Оку и Каму. Находят ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы, соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги с опорой на план 23 61 Реки: Дон, Днепр, 1ч. Урал Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя 62 Реки Сибири: Обь, 1ч. Енисей Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя 63 Реки Лена и Амур Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны 1ч. Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя Показывают на настенной карте изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу. Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на берегу реки Днепр. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по рисунку в учебнике Показывают на карте реки Лену, Амур и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки 24 64 Озера Ладожское, 1ч. Онежское, Байкал 65 Крупные России 66 Работа с контурны- 1ч. ми картами города 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии городов России, знакомство с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о столице России Закрепление представлений обучающихся о городах РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, навыками работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивость Показывают на настенной карте заранее обозначенные озера. Составляют из предложенных учителем предложений об озерах России. Подписывают название озер на контурной карте, используя помощь учителя Называют и показывают озера России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем. Наносят на контурную карту названия изученных озер Показывают на карте столицу России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь на иллюстрации и опорные слова Показывают на карте столицу России, города-миллионеры, родной город. Составляют рассказа о столице России с опорой на план. Перечисляют достопримечательности родного города (поселка) Отмечают на контурной карте заранее отмеченные учителем условные изображения столицы. Подписывают на контурной карте родной город Наносят на контурную карту условные знаки изображения столицы, названий городовмиллионеров, родного города 25 67 Наш край на физи- 1ч. ческой карте России 68 Повторение 1ч. начального курса физической географии Расширение представлений обучающихся о родном крае. Формирование умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ Повторение и обобщение представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии Составляют рассказ о родном Составляют рассказ о родном крае крае по плану, используя с опорой на план, предложенный опорные слова и предложения учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного края Выполняют контрольное те- Выполняют контрольное тестиростирование с опорой на учеб- вание по начальному курсу геоник графии 26 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» В 6 КЛАССЕ Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец 6 класса Минимальный уровень: − определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя; − понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты; − узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях; − называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; − использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; − знать основные правила безопасного поведения в природе; Достаточный уровень: − применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; − определять направления на карте; − вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; 27 − сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям; − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; − определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; − выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; − делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; − читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; − показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. Критерии и нормы оценки достижений Оценка «5» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно; − понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями; − соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение; − классифицирует объекты на группы по существенным признакам; − дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства; − правильно устанавливает причинно-следственные связи. 28 Оценка «4» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; − дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении; − не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте; − дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, − материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя; − испытывает трудности при классификации объектов на группы; − самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Оценка «2» - не ставится. 29