РП_9_География

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Москва
2023

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»
В 9 КЛАССЕ ................................................................................................... 32
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«География» на конец 9 класса..................................................................... 32
Критерии и нормы оценки достижений ....................................................... 33

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО

(вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум-

ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

3

− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− познакомить с культурой и бытом разных народов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
− формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

4

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов
физической, экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития
народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание
изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.

5

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1

Контрольные работы

1.

Введение. Политическая карта Евразии

2.

Западная Европа

6

3.

Южная Европа

3

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

12

1

6.

Центральная Азия

5

1

7.

Юго-Западная Азия

7

1

8

Южная Азия

2

9

Восточная Азия

5

10

Юго-Восточная Азия

3

11

Россия (повторение)

6

1

12

Свой край

15

1

68

7

Итого

1

1

6

№

Тема предмета

Кол-во
часов

II.

1.

Политическая
карта Евразии

1ч.

2.
3.

Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

2ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение. Государства Евразии - 1 час
Закрепление и систематизация
На политической карте Евразнаний обучающихся о Евразии
зии знакомятся с разнообракак самом большом и густонасе- зием стран, расположенных
ленном материке земного шара,
на материке. Показывают
его географическом положении,
границу между Европой и
хозяйстве и населении.
Азией, выделенной заранее
Совершенствование навыков ра- учителем. Показывают крупботы с географическими картанейшие государства Евразии,
ми.
используя помощь учителя
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
стран, расположенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся о географическом положении,
хозяйстве и населении России
Западная Европа – 6 часов
Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством,
населением Великобритании.

Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем

Достаточный уровень

На карте показывают Евразию.
По политической карте перечисляют крупнейшие государства Европы и Азии. По физической карте показывают
условную границу между Европой и Азией. Называют регионы
Европы и Азии, записывают их
в тетрадь

Описывают географическое положение Великобритании.
Называют и показывают на карте формы поверхности страны.
Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и расти-

7

Закрепление знаний школьников предложения. Отмечают на
о зависимости климата от геоконтурной карте Великобриграфического положения объекта танию и ее столицу, с помощью
4.
5.

Франция (Французская Республика)

2ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями,
хозяйством, населением, культурой и достопримечательностями
Франции. Формирование интереса к изучаемому предмету

Показывают на карте Францию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ о Париже по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной
карте страну и ее столицу,
заранее выделенные учителем

6.

Германия (Федеративная Республика Германии)

1ч.

Показывают на политической
карте Германию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

7.

Австрия
(Австрийская
Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями,
хозяйством, населением. культурой и достопримечательностями
Германии. Формирование интереса к изучаемому предмету
Знакомство с положением на
карте,
природноклиматическими особенностями,
высокоразвитой экономикой и
с/х Австрии и Швейцарии.
Формирование представлений об

Показывают на политической
карте изучаемые государства,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются

тельного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и
быте народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Показывают на карте Францию,
столицу и крупные города. Отмечают их на карте. Называют
формы поверхности страны, полезные ископаемы. Сравнивают
климат Франции и Великобритании. Составляют рассказ о
культуре, быте, традициях
французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь на
текст в учебнике
Показывают на политической
карте Германию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенно-

8

8.

Испания
(Королевство
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)

1ч.

9.

Италия
(Итальянская
Республика)

1ч.

экономике стран Западной Евро- жители государства
пы. Показ причинноследственной зависимости между
географическим положением,
климатом, природой и развитием
международного туризма в государствах Западной Европы
Южная Европа - 3 часа

стях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством, изучаемых стран.
Закрепление знаний о великих
географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Италии

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Показывают на карте Италию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ о Риме по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной
карте страну и ее столицу,
заранее выделенные учителем

Показывают на политической
карте Италию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

9

10. Греция (Греческая
Республика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Греции

Показывают на карте Грецию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ об Афинах по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем
Северная Европа - 3 часа

11. Норвегия (Королевство Норвегия)

1ч.

12. Швеция
(Королевство Швеция)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Швеции. Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте. Формирование бережного
отношения к окружающей среде
на примере решения экологических проблем в Швеции

Показывают на политической
карте Грецию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу, карте Швецию и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности. Откарте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геосказывают, чем занимаются
графические объекты, предложители государства
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

10

13. Финляндия (Финляндская Республика)

1ч.

Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Северкарте Финляндию и ее стоной Европы. Знакомство с геолицу, используя помощь
графическим положением, рель- учителя. Отмечают их в конефом, природными условиями,
турной карте. По иллюстрахозяйством Финляндии. Традициям рассказывают, чем зации населения Северной Европы. нимаются жители государФормирование навыков показа
ства
географических объектов на
настенной карте
Восточная Европа – 12 часов

Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

14. Польша
(Республика
Польша)

1ч.

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

15. Чехия
(Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
Польши.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Чехии и Словакии.
Формирование навыков показа

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Рассказывают о географическом
положении изучаемых стран,
что влияет на климат этой страны, какие отрасли промышленности особенно развиты. Составляют рассказ о достопримечательностях одного из государств

11

16. Венгрия (Венгерская Республика)

1ч.

17. Румыния (Республика Румыния). Болгария
(Республика Болгария)

1ч.

18. Сербия и Черногория

1ч.

географических объектов на
настенной карте
Продолжение формирования
представления обучающихся о
странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
Венгрии.
Развитие и совершенствование
навыков обучающихся при работе с настенной картой и картами
приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Румынии и
Болгарии.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Формирование представлений о
государствах Восточной Европы
– Сербии и Черногории. Развитие
и совершенствование навыков
обучающихся при работе с
настенной картой и картами при-

Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Называют изучаемые государства и их столицы. Отмечают в контурной карте, используя помощь учителя.
Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенно-

12

ложения к учебнику
19. Эстония (Эстонская Республика)

1ч.

20. Латвия (Латвийская Республика)

1ч.

21. Литва (Литовская
Республика)

1ч.

промышленности, опираясь
на текст учебника и используя помощь учителя
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Эстонию и ее столицу,
сточной Европы. Знакомство с
используя помощь учителя.
государствами Балтии. Сравнение Отмечают их в контурной
занятий населения прибалтийских карте. По иллюстрациям расгосударств, отрасли промышлен- сказывают, чем занимаются
ности и сельского хозяйства
жители государства

стяхт природы, экономики и
хозяйственной деятельности населения
Показывают на политической
карте Эстонию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Латвию и ее столицу,
карте Латвию и ее столицу.
сточной Европы. Знакомство с
используя помощь учителя.
Определяют по физической
географическим положением, ре- Отмечают их в контурной
карте формы поверхности. Отльефом, природными условиями, карте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геохозяйством Латвии. Сравнение
сказывают, чем занимаются
графические объекты, предлозанятий населения прибалтийских жители государства
женные учителем. Перечисляют
государств, отрасли промышленотрасли промышленности и
ности и сельского хозяйства. Сосельского хозяйства
вершенствование навыков работы
с географической картой, навыков
работы в контурных картах
Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Литву и ее столицу,
карте Литву и ее столицу.
сточной Европы. Знакомство с
используя помощь учителя.
Определяют по физической
географическим положением, ре- Отмечают их в контурной
карте формы поверхности. Отльефом, природными условиями, карте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геохозяйством Литвы. Сравнение за- сказывают, чем занимаются
графические объекты, предлонятий населения прибалтийских
жители государства
женные учителем. Перечисляют
государств, отрасли промышленотрасли промышленности и

13

22. Республика Беларусь

1ч.

23. Украина

1ч.

24. Молдавия (Республика Молдова)

1ч.

ности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы
с географической, контурной
картами
Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Белоруссии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Украины.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Молдавии.

сельского хозяйства

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Беловежской пуще по предложенным учителем предложениям

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются

Показывают на политической
карте Республику Беларусь и ее
столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты,
предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях Белоруссии
Показывают на политической
карте Украину и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предло-

14

25. Обобщающий
урок «Европейские государства»

26. Казахстан (Республика Казахстан)

1ч.

1ч.

Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об изученных государствах Европы. Сравнение стран
Европы по размерам, природным
условиям и национальным особенностям. Продолжение формирования навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы по
плану, опорным словам и иллюстрациям

жители государства

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на карте государства Европы, заранее обозначенные учителем. Называют по приложению к учебнику характерные особенности стран Европы с опорой
на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте государства Европы. Дают краткую характеристику стран Европы с
опорой на карты и с помощью
учителя

Центральная Азия – 5 часов
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Казахстан и его столиЦентральной Азии.
цу, используя помощь учитеФормирование системы знаний
ля. Отмечают их в контурной
об основных особенностях ГП
карте. По иллюстрациям расстраны. Раскрытие главных ососказывают, чем занимаются
бенностей природы, экономики,
жители государства
населения и хозяйственной деятельности Казахстана.

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

15

27. Узбекистан (Республика Узбекистан)

1ч.

28. Туркменистан

1ч.

29. Киргизия (Кыргызская Республика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Узбекистана. Работа
над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Туркмении. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных осо-

Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Туркменистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Показывают на политической
карте Туркменистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности
и сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются

Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предло-

16

30. Таджикистан
(Республика Таджикистан)

1ч.

31. Грузия

1ч.

бенностей природы, экономики, жители государства
населения и хозяйственной деятельности Киргизии. Работа над
совершенствованием
навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Таджикистан и его стоЦентральной Азии.
лицу, используя помощь
Формирование системы знаний учителя. Отмечают их в коноб основных особенностях ГП турной карте. По иллюстрастраны. Раскрытие главных осо- циям рассказывают, чем забенностей природы, экономики, нимаются жители государнаселения и хозяйственной дея- ства
тельности
Таджикистана.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков с
контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Формирование представлений
Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу,
обучающихся о государствах
используя помощь учителя.
Юго-западной Азии. Формирование представлений о географи- Отмечают их в контурной
карте. Записывают в тетрадь
ческом положении, природных
отрасли сельского хозяйства
условиях, хозяйстве Грузии,
и промышленности, опираясь
обычаях и традициях грузин.
на текст учебника и испольРаскрытие главных особенностей
зуя помощь
природы, экономики, населения
и хозяйственной деятельности

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Таджикистан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

17

32. Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)

1ч.

33. Армения (Республика Армения)

1ч.

34. Турция (Турецкая
Республика)

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Азербайджана. Работа
над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
государствах
Юго-западной
Азии. Знакомство с положением
Армении на политической и физической картах Азии, ее природными богатствами, древней
архитектурой и традициями армянского народа. Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
с положением на карте, климатом, растительным и животным
миром, крупными городами Тур-

Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства. Описывают рельеф
страны, используя предложенные учителем предложения

Показывают на политической
карте Азербайджан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Армению и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Армению и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

На карте показывают Турцию и ее столицу, используя
помощь учителя. В тетрадь
записывают товары, которые
изготавливают в этой стране.
В контурной карте отмечают
города-курорты, заранее вы-

Показывают на политической
карте Турцию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют

18

ции

деленные учителем

отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической Показывают на политической
карте Ирак и его столицу,
карте Ирак и его столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности. Откарте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геосказывают, чем занимаются
графические объекты, предложители государства
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

35. Ирак (Республика
Ирак)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, климатом, природными условиями, населением и
хозяйством Ирака. Закрепление
знания обучающихся о типичных
представителях растительного и
животного мира пустынь, о населении и его традициях.

36. Иран (Исламская
Республика Иран)

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Закрепление знаний
школьников о влиянии природных условий на занятия населения. Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на политической
карте Иран и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Иран и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

37. Афганистан (Исламская Республика Афганистан)

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
климатом, природными условия-

По иллюстрациям описывают рельеф Афганистана. Отмечают на контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают на политической
карте Афганистан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предло-

19

ми, хозяйством, населением Афганистана

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Южная Азия – 2 часа
38. Индия (Республика Индия)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством
Индии

Показывают Индию на карте,
с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем предложения

39. Индия (Республика Индия)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством
Индии

Показывают Индию на карте,
с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем предложения

Показывают на политической
карте Индию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Индии
Показывают на политической
карте Индию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Индии

Восточная Азия – 5 часов
40. Китай (Китайская
Народная Республика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство с самым крупным государством Во-

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли про-

Показывают
карте Китай
Определяют
карте формы

на политической
и его столицу.
по физической
поверхности. От-

20

41. Китай (Китайская
Народная Республика)

1ч.

42. Монголия

1ч.

сточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф,
реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем
как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство с самым крупным государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф,
реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем,
как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством и населением Монголии

мышленности и сельского мечают в контурной карте геохозяйства этой страны, опи- графические объекты, предлораясь на текст учебника
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях Китая
На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли промышленности и сельского
хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника

Показывают на политической
карте Китай и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях Китая

Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

21

43. Корея (Корейская
НародноДемократическая
Республика и
Республика Корея)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Сравнение характеристик географического положения, хозяйства КНДР и Республики Корея

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

44. Япония

1ч.

45. Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).

1ч.

Формирование представлений
Показывают Японию на фиобучающихся о государствах Во- зической карте, используя
сточной Азии. Знакомство
помощь учителя. Составляют
школьников с особенностями
предложения со словами
географического положения, ре- «землетрясение» и «тайфун».
льефа, климата Японии. ФормиОтмечают на контурной каррование представлений о Япоте столицу Японии и крупнии, как высокоразвитой индуные города, выделенные учистриальной стране. Работа над
телем
совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной картой
Юго-Восточная Азия – 3 часа
Формирование представлений
На карте показывают Азию.
обучающихся о государствах
По иллюстрациям рассказыЮго-Восточной Азии. Формиро- вают, какие формы рельефа
вание системы знаний обучаюпреобладают в Азии. Назыщихся об основных особенностях вают изучаемые государства
ГП изучаемых стран. Раскрытие
и их столицы. Отмечают в
главных особенностей природы, контурной карте, используя

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной
деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают на политической
карте Японию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о Токио

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хо-

22

экономики, населения и хозяйственной деятельности

46. Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору
учителя или другие государства)

1ч.

47. Обобщающий
урок
«Государства Азии»

1ч.

помощь учителя. Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст
учебника и используя помощь учителя
Формирование представлений
Показывают на карте страну,
обучающихся о государствах
столицу и крупные города,
Юго-Восточной Азии. Формиро- используя помощь учителя.
вание системы знаний обучаюОтмечают их в контурной
щихся об основных особенностях карте. По иллюстрациям расГП изучаемых стран. Раскрытие
сказывают, чем занимаются
главных особенностей природы, жители государства
экономики, населения и хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и систе- Показывают на карте государства Азии, заранее обоматизирование знаний обучаюзначенные учителем. Назыщихся об изученных государвают по приложению к учебствах Азии. Сравнение госунику характерные особеннодарств Азии по размерам, присти стран Азии с опорой на
родным условиям и национальпредложения и иллюстраным особенностям. Продолжение
тивный материал, предлоформирования навыков показа
женный учителем
изученных государств на географических картах, навыков
составления рассказов об одном
из изученных государств Азии
по плану, опорным словам и иллюстрациям

зяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают на политической
карте страну и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на карте государства Азии. Дают краткую характеристику стран Азии с опорой на карты и с помощью учителя

23

Россия (повторение) – 6 часов
48. Границы России

1ч.

49. Россия (Российская Федерация) –
крупнейшее государство Евразии

1ч.

Повторение и систематизирование знаний обучающихся о географическом положении России,
морских и сухопутных границах
государства. Совершенствование
навыков самостоятельной работы с географическими картами
при составлении описаний географических объектов
Повторение и обобщение знаний
обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике,
населении страны. Совершенствование навыков показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной
картой

Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее
выделенные учителем, пограничные государства

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью
учителя). Называют (заранее
выделенные учителем) и показывают крупные реки и
отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4
названий). Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России

Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах,
обозначают ее на контурной
карте. Называют моря, по которым проходит государственная
граница. Определяют по политической карте государства,
граничащие с Россией
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории
России. Называют горы России, показывают на физической
карте России. Перечисляют полезные ископаемые, которые
добываю на территории России.
Называют и показывают на
настенной карте крупнейшие
месторождения нефти и газа.
Наносят на контурную карту
географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом. Называют и показывают
на карте реки и озера России,
указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места рассе24

50. Административное деление России

1ч.

Повторение знаний об административном делении РФ. Умение
найти и прочитать на административной карте некоторые (из
85) субъекты Российской Федерации: края, республики, автономные округа или области.
Продолжение формирования
навыков работы обучающихся с
адаптированными картами в
учебнике географии и его приложении

Показывают
крупнейшие
края, области, республики
страны, заранее выделенные
учителем. Рассказывают о
столице нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

51. Столица и крупные города России

1ч.

Показывают столицу и крупные города на настенной
карте с помощью учителя.
Рассказывают о столице и
городах нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

52. Обобщающий
урок по теме
«Россия»

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Российской Федерации. Повторение и обобщение знаний школьников о столице России и крупных городах
страны. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Обобщение знаний о родной
стране. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах
при выполнении различных заданий

ления отдельных народов (с
опорой
на
политикоадминистративную карту)
Перечисляют субъекты федерации. Называют крупнейшие
края, области, республики страны и показывают их на карте.
Дают краткую характеристику
географического
положения
столицы и крупнейших городов. Подписывают названия городов, краев, республик на контурной карте

Показывают столицу и крупные города на настенной карте.
Дают краткую характеристику
крупнейших городов по предложенным учителем предложениям. Подписывают названия
городов, краев, республик на
контурной карте

Показывают на карте Рос- Дают краткую характеристику
сию. На контурной карте от- России
мечают границу России и
крупнейшие города с помощью учителя. Называют, с
опорой на карту - приложение к учебнику, характерные
25

53. Обобщающий
урок по курсу:
«География материков и океанов»

1ч.

54. История возникновения нашего
края.

1ч.

особенности природных зон
России
Показывают материки и океаны на настенной карте с помощью учителя. Подписывают названия материков и
океанов в контурной карте

Систематизирование и обобщение сформированных представлений и понятий по всему разделу «География материков и океанов». Проверка знаний обучающихся названий материков и
частей света, океанов, знания
наиболее крупных государств на
каждом из материков и географических особенностях этих
стран
Свой край – 15 часов
Продолжение формирования
Составляют рассказ об истопредставлений обучающихся о
рии возникновения своего
своем крае. Знакомство с основкрая, значимых исторических
ными историческими событиями, событиях, используя краепроисходящими в изучаемой
ведческие справочники, по
местности.
предложенным учителем
Формирование представлений о предложениям. Записывают
специфике, уникальности, непо- формы поверхности своего
вторимости своего края, необхо- края в тетрадь
димости правильного взаимодействия человека и окружающей
среды.
Формирование представлений
обучающихся о географическом
положении своего края на политической и физической карте
России

Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке и океане идет речь. Наносят названия
материков и океанов в контурной карте

Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях,
используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте
России границы своего края.
Называют формы рельефа своего края

26

55. Географическое
положение. Границы. Рельеф.

1ч.

Повторение и закрепление знаний обучающихся о географическом положении своего края на
политической и физической карте России. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
с настенной картой. Закрепление
знаний обучающихся о поверхности своего края

Показывают на настенной
карте свой край с помощью
учителя. Составляют рассказ
о поверхности с помощью
опорных слов и предложений

Дают характеристику географического положения своего
края с помощью учителя. Отмечают на контурной карте. Составляют рассказ о рельефе
своей местности по предложенному учителем плану

56. Климат. Предсказание погоды по
местным признакам. Народные
приметы.

1ч.

Закрепление знаний обучающихся об особенностях климатических условий своего края.
Формирование умений пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного
получения необходимой информации

Записывают в тетрадь народные приметы. Называют
местные признаки природы,
по которым можно предсказать погоду, используя помощь учителя. Зарисовывают
в тетради условные знаки
полезных ископаемых и подписывают их названия

57. Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана
водоемов

1ч.

Повторение и закрепление знаний обучающихся о почвах и полезных ископаемых своего края.
Систематизация знаний об использовании полезных ископаемых.
Формирование навыков бережного отношения и рационального
использования природных богатств. Повторение и обобщение
сведений о водоемах своей
местности, использование и

По условным знакам, предложенных учителем, называют полезные ископаемые
своего края. Составляют рассказ о водных ресурсах по
опорным словосочетаниям и
предложениям

Рассказывают о климатических
условиях своего края. Записывают в тетрадь народные приметы. Называют местные признаки природы, по которым
можно предсказать погоду. Перечисляют полезные ископаемые своего края, записывают в
тетрадь и зарисовывают условные знаки
По геологической карте определяют полезные ископаемые
своего края. Рассказывают об
их использовании. По плану
составляют рассказ о водоемах
своего края. Обсуждают возможности хозяйственного использования и охране водоемов

27

58. Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира

1ч.

59. Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира

1ч.

60. Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,

1ч.

охрана воды
Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство
с уникальными особенностями
растительного мира. Повторение
и обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ
о вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство
с уникальными особенностями
растительного мира. Повторение
и обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ
о вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного мира. Знакомство с экологическими проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков

По рисункам называют животных своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно
животное, составляют о нем
рассказ, используя помощь
учителя

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

28

насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники
61. Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники
62. Население нашего края (области).
Национальный
состав. Обычаи,
традиции, костюмы, фольклорные

рационального использования
природных богатств своего края

1ч.

Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного мира. Знакомство с экологическими проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков
рационального использования
природных богатств своего края

По рисункам называют животных своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно
животное, составляют о нем
рассказ, используя помощь
учителя

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

1ч.

Систематизация знаний обучающихся о населении своего края,
его основных занятиях.
Знакомство с уникальными этническими особенностями населения.

Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения. Записывают в
тетрадь народы, которые
проживают на территории
края. По иллюстрациям рас-

Знакомятся с уникальными этническими особенностями
населения. Перечисляют народы, которые проживают на территории своего края. Составляют рассказ о культуре, тради-

29

песни и танцы,
национальная
кухня.

Содействие социальной адаптации обучающихся к жизни в
своем крае

63. Промышленность. Ближайшие
промышленные
предприятия, где
могут работать
выпускники школы

1ч.

64. Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство.)
65. Транспорт
(наземный, железнодорожный,
авиационный,
речной)

1ч.

66. Архитектурноисторические и
культурные памятники нашего
края

1ч.

1ч.

Обобщение сведений обучающихся о промышленности своего
края и ее основных отраслях.
Раскрытие особенностей взаимодействия человека и природы
Формирование знаний об экономическом росте своего края.
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Обобщение сведений обучающихся о сельском хозяйстве своего края и его основных отраслях.
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Обобщение сведений обучающихся о транспорте, грузовых и
пассажирских перевозках. Содействие социальной адаптации
обучающихся к жизни в своем
крае
Формирование осознанного отношения к памятникам истории и
культуры, окружающей среде.
Закрепление знаний обучающихся о достопримечательностях

сказывают, чем занимается
население своего края. Составляют рассказ о культуре,
традициях своего края по
предложенным учителем
предложениям
Называют отрасли тяжелой и
легкой промышленности
своего края с опорой на иллюстративный материал –
схемы, рисунки. Называют, с
помощью учителя, предприятия города, в которых могут
работать выпускники

циях, национальной кухне.
Называют отрасли промышленности своего края и продукцию, которую они выпускают.
Рассказывают об отраслях
сельского хозяйства
Называют основные отрасли
промышленности своего края (с
помощью учителя). Называют
предприятия города, в которых
могут работать выпускники

Называют отраслевой состав Называют основные отрасли
растениеводства (полеводсельского хозяйства своего
ство, садоводство) и животкрая (с помощью учителя)
новодства (скотоводство,
птицеводство) своего края с
помощью учителя
По иллюстрациям перечисНазывают, какие виды трансляют виды транспорта своего порта развиты в своем крае
края

Составляют рассказ о достопримечательностях своего
края с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учите-

Знакомятся с архитектурноисторическими и культурными
памятниками, создающими неповторимый облик края, используя краеведческие спра-

30

67. Наш город (поселок, деревня)

1ч.

68. Обобщающий
урок. Моя малая
Родина

1ч.

своего края.
Знакомство обучающихся с историческими архитектурными
памятниками и памятниками
культуры, создающими неповторимый облик края.
Формирование умения пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного
получения необходимой информации
Обобщение сведений об окружающем школьников мире. Совершенствование навыков взаимодействия обучающихся с
окружающими (одноклассниками, родными и близкими, соседями и т. п.).
Формирование
общечеловеческих ценностей: любовь к Отечеству, родной земле, людям, труду
Обобщение сведений о географическом положении, истории,
климате, природных условиях,
хозяйстве, населении своего
края. Совершенствование навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах
при выполнении различных заданий

лем

вочники. Составляют рассказ о
достопримечательностях своего
края

Составляют рассказ о своем
городе, по предложенным
учителем предложениям. Записывают предприятия, на
которых могут работать выпускники образовательного
учреждения. Выполняют
контрольное тестирование,
используя помощь учителя

Составляют рассказ о своем городе. Перечисляют предприятия своего города. Называют
достопримечательности. Выполняют контрольное тестирование по всему курсу «География»

Составляют рассказ о своем
крае по плану, предложенному учителем с опорой на
предложения и иллюстративный материал

Составляют рассказ о городе, в
котором проживают, по плану,
предложенному учителем

31

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» В 9 КЛАССЕ
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» на конец 9 класса
Минимальный уровень:
− представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
− владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
− выделение, описание и объяснение существенных

признаков

географических объектов и явлений;
− сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
− использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
− ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
− нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
32

− применение

приборов

и

инструментов

для

определения

количественных и качественных характеристик компонентов природы;
− называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

33

− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

34


Наверх

ЦОС "МОЯ ШКОЛА"



На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».