УП УО 9.1 на 2024-2025 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
623784 Свердловская область, г. Артемовский, ул. Лесная, 23,
тел. (343 63) 2-90-64, e-mail: mou_sosh3@inbox.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Утверждено приказом МБОУ «СОШ №3 »
от 30.08.2023

Учебный план общего образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
на 2024 – 2025 учебный год (извлечение из ФАООП образования,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1)
Учебный план АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одногоиз основных механизмов его реализации.
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 2 сентября 2024 года
1.2. Дата окончания учебного года: 26 мая 2025 года
1.3. Продолжительность учебного года:
1(доп) - 1 класс - 3недели;
2 - 4-й классы - 34 недели;
5-9-й класс- 34 недели;

1.4. Продолжительность учебной недели: 5 дней
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебных занятий по триместрам в учебных неделях
1 класс

Учебный период

Дата
Начало

Продолжительность

Окончание Количество учебных недель Количество учебных дней

I триместр

02.09.2024 30.11.2024

11 недель 4 дня

59

II триместр

01.12.2024 28.02.2025

10 недель 3 дня

53

III триместр

01.03.2025 20.05.2025

10 недель 3 дня

53

33

165

Итого в учебном году

2–9-е классы
Учебный период

Дата
Начало

Продолжительность

Окончание Количество учебных недель Количество учебных дней

I триместр

02.09.2024 30.11.2024

11 недель 4 дня

59

II триместр

01.12.2024 28.02.2025

11 недель 3 дня

58

III триместр

01.03.2025 20.05.2025

10 недель 3 дня

53

Итого в учебном году

34

170

2.2 Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
1-е классы
Дата
Каникулярный период

Продолжительность каникул,
праздничных и выходных дней в
календарных днях

Начало

Окончание

Осенние каникулы

26.10.2024

03.11.2024

9+1 дней

Зимние каникулы

31.12.2024

08.01.2025

9 дней

Дополнительные каникулы

17.02.2025

25.02.2025

9 дней

Весенние каникулы

24.03.2025

01.04.2025

9 дней

Летние каникулы

27.05.2025

31.08.2025

13 недель+ 6 дней

Итого

134 дня

2-9-е классы
Дата

Начало

Окончание

Продолжительность каникул,
праздничных и выходных дней в
календарных днях

Осенние каникулы

26.10.2024

03.11.2024

9+1 дней

Зимние каникулы

31.12.2024

08.01.2025

9 дней

Весенние каникулы

24.03.2025

01.04.2025

9 дней

27.05.2025

31.08.2025

13 недель +6 дней

Каникулярный период

Летние каникулы
Итого

125 дней

3. Расписание звонков на 2024-2025 учебный год
2-е - 9-е классы
Продолжительность урока
1. 9.00-9.40

Перемена
10 мин

2. 9.50-10.30
3. 10.50-11.30
4. 11.50-12.30

20 мин
20 мин
15 мин

5. 12.45-13.25
с 13.40

15 мин
курсы внеурочной
деятельности*

Расписание звонков для первоклассников на 2024-2025 учебного года
Образовательная
деятельность
1 урок
1 перемена
2 урок

сентябрь-октябрь

ноябрь - декабрь

январь - май

9.00 - 9.35
15 минут

9.00 - 9.35
15 минут

9.00 - 9.40
10 минут

9.50 – 10.25

9.50 – 10.25

9.50 – 10.30

2 перемена
3 урок

25 минут
10.50 – 11.25

3 перемена
4 урок
Динамическая пауза

25 минут
10.50 – 11.25

20 минут
10.50 – 11.30

25 минут
11.50 – 12.25

20 минут
11.50 – 12.30
12.30 -13.10

Курсы внеурочной
деятельности*

с 13.10

Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением
следующих
дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5- дневной учебной неделе и
только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый,в ноябре-декабре – по 4 урока в день
по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 30 минут; обучение проводится без балльного оценивания
занятий обучающихся и домашних заданий.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок
следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено
на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в соответствии с рабочими программами учителей.
Для обучающихся вторых-третьих классов объем аудиторной недельной нагрузки в течение
дня не более 5 уроков по 40 минут каждый.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1этап - I-дополнительный, I-IV классы;2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066 академических
часов на 2 этапе обучения (V- IXкласс) и 3060 часов на 3 этапе (Х- XII класс).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, коррекционноразвивающих занятий и внеурочной деятельности.
Изучение учебных дисциплин организуется с использованием учебно- методических
комплексов с использованием учебников, входящих в Федеральные перечни учебников.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
педагогическая нагрузка, предусмотренная образовательной программой ОУ. Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные
образовательной программой, так же подлежат тарификации.
Для развития потенциала тех обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы. Реализация индивидуальных учебных
планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ
«СОШ №3»
Освоение
АООП
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями), в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета (курса), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестацией обучающихся на основании нормативного локального акта школы «Положение о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, порядке и основания перевода обучающихся в следующий класс».
Текущий контроль успеваемости обучающихся- это систематическая проверка учебных
достижений каждого обучающегося школы, проводимая учителем в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с АООП вариант 1 ирабочей программой учителя.
Проведение текущего
контроля
успеваемости
направлено
на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения
результатов освоения АООП вариант 1, предусмотренных ФГОС УО.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебногогода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренныхАООП вариант 1
и рабочей программой учителя;
-оценки соответствия результатов освоения АООП вариант 1 требованиям ФГОСУО;
-оценки работы обучающегося педагогическим работником с целью возможного
совершенствования образовательного процесса.
Формами текущего контроля определяется учителем с учетом контингента обучающихся, их
психофизических возможностей, содержания учебного материала и используемых
образовательных технологий.
Формами текущего контроля являются:
-письменная работа-письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий).
- устная проверка- устный ответ обучающегося на один или систему вопросов вформе беседы;
− творческие работы учащихся - результат творческих усилий ученика науроках;
− наблюдение за обучающимся во время учебно-воспитательного процесса.
- стартовая административная контрольная работа (урок контроля знаний)- процедура
проводимая с целью установления фактического уровня достижения результатов освоения АООП
вариант-1 каждым обучающимся школы средствами контрольно- измерительных материалов.
Данные стартовых административных контрольных работ используются в мониторинге
результатов освоения АООПвариант-1;
комбинированная проверка – сочетание указанных выше форм проверок.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по итогам
определенного учебного периода с каждым обучающимся школы.
Освоение АООП вариант -1, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины(модуля) сопровождается промежуточной аттестацией

обучающихся.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:

- объективное установление фактического уровня достижения результатов освоения АООП
вариант-1;
-соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС УО;

- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить в освоении им АООП
вариант-1 и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении
образовательной деятельности;
-оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении
планируемых результатов освоения АООП вариант-1
Формами промежуточной аттестации являются:

- наблюдение за обучающимся во время учебно-воспитательного процесса;
итоговая административная контрольная работа (урок контроля знаний)процедура,
проводимая с целью установления фактического уровня достижений результатов освоения
АООП вариант-1 каждым обучающимся школы.
Данные итоговых административных контрольных работ используются в мониторинге
предметных результатов освоения АООП вариант-1.
Оценка предметных результатов в дополнительных 1 классах -1 классах в течение учебного
года и вторых классов в печение первого полугодия осуществляется без фиксации достижений
обучающихся в виде отметок по четырех балльной системе, используя только положительная и
не различимая по уровням фиксация. Оценку предметных результатов целесообразно начинать
со второго полугодия 2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность
для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством
педагогического работника.
В
текущей
оценочной
деятельности
целесообразно
соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий. "очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
На основе результатов текущего контроля успеваемости обучающимся выставляется
отметка за четверть, которая представляет собой средее арифметическое этих результатов.
Округление результатов проводится в пользу обучающегося.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая
аттестация в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой
аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме "зачет" и (или) "незачет".
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются рабочей программой учителя,
но не позднее 10 дней до окончания текущего учебного года.
Реализация
коррекционно-развивающей
области
и
внеурочной
деятельности
осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса.

-

Учебный план

Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями), и включает в себя обязательную часть и часть формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а
часть формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего
объема учебного плана.
Распределение части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений, предшествует анкетирование(опрос) родителей (законных представителе)
обучающихся.
В учебном плане 1этапа обучения (дополнительный1 класс,1-4 классы) представлены
шесть предметных областей в учебном плане 2 и 3 этапов обучения (5-9 классы,10-12
классы)- семь предметных областей. На каждом этапе обучения в учебном плане
представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития
обучающихся,

приобщение

их

к общекультурным,

национальным

и

этнокультурным ценностям;

- формирование

здорового
образа жизни, элементарных
правил
поведения в экстремальныхситуациях.
Часть учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных
потребностей,
характерных
для
каждой группы
обучающихся,

а

также

индивидуальных

потребностей

каждого

обучающегося.
Таким образом,
часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебныхпредметов.

Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно- развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
на
основании
рекомендаций
психолого-медико- педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно- развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на ихразвитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденныхпостановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Русский язык» (дополнительный 1 класс,1-12 классы): формирование представлений
о языке, как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми
грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и
умений; использование усвоенных граматико-орфографических знаний и умений для
решения практических(коммуникативно-речевых) задач.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)» (дополнительный 1 класс, 1-12 классы): осознание
значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных

интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций; формирование и развитие
техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Речевая практика»: расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи; развитие навыков
связной устной речи; развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения; ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Математика» (дополнительный 1 класс, 1-12 классы): овладение началами
математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и
другими); овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать
меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической
деятельности); развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни.
Цель реализации содержания учебного предмета «Информатика» (712 классы)-овладение обучающимся с легкой умственной отсталостью системой
доступных знаний, умений и навыков в использовании новых передовых
информационных технологий в повседневной жизни, а также трудовой деятельности,
обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников и развитие
учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности.
Предметная область «Естествознание»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Мир природы и
человека» (дополнительный 1 класс, 1-4 классы): формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой; развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных
и климатических условиях.
Цель реализации содержания учебного предмета «Природоведение» (5-6 классы)освоение знаний о многообразии природных объектов,развитие интереса к изучению
природы,воспитание положиельного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с
нарушениями интеллекта.
Цель реализации содержания учебного предмета «Биология» (7-9 классы)воспитание чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность через
знакомство с разнообразием растительного и живогомира.
Предметная область «Человек и общество» Основные задачи реализации
содержания учебного предмета «Основы социальной жизни» (5- 12 классы): расширение
кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной
жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,

связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами Экономики
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений социальной
направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения(в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового
образа жизни; положительныхкачеств и своей личности.
Основные задачи реализации содержания учебных предметов «Мир истории» (6
класс) и «История отечества» (7-9 класс): овладение обучающимися знаниями о
выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся
представление о жизни, быте, труде в разные исторические эпохи; формирование
представлений о развитии российской культуры, её выдающихся достижениях,
памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания ходаразвития истории; формирование интереса к истории как
части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений ,в общении с другими людьми в современном
поликультурном полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание у
обучающихся в духе
патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание
гражданственностии толерантности.
Цель реализации содержания учебного предмета «Этика» (7-12 класс) достижение
сознательной самооценки своих поступков и себя как личности, формирование
нравственных представлений, их прогнозировании и реализация в непосредственном
опыте учащихся.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Обществознание» (10-12 класс): знакомство с Основным Законом государстваКонституцией Российской Федерации; формирование ведущих понятий предмета: мораль,
право, государство, гражданин, закон, правопорядок и др.; формирование основ правовой
культуры ; уважение к законам, законности и правопорядку; убежденности в
необходимости соблюдать законы, желание и умение соблюдать требования закона;
формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;
формирование
представлений
о
мерах
ответственности
за
совершённое
правонарушение; формирование нравственных понятий
«добро», «порядочность», «справедливость» и др.; формирование представлений о
единстве прав и обязанностей гражданина России; воспитание гражданственности,
патриотизма, толерантности.
В процессе изучения учебных предметов «Основы социальной жизни»,
«Обществознание» у обучающихся формируются навыки основ безопасности
жизидеятельности.
Предметная область «Искусство»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Музыка» (дополнительный 1 класс, 1-5 классы): формирование и развитие
элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению; развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Основные задачи реализации содержания

учебного предмета

«Изобразительное искусство» (дополнительный 1 класс ,1-5 классы): формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач; развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от
"некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Предметная область «Физическая культура»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Физическая культура» (дополнительный 1 класс, 1-12 классы) : формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна; воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта; формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других; формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся; коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; воспитание
нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология»
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Ручной труд»
(дополнительный 1 класс ,1-4 классы): овладение элементарными приемами ручного
труда, обще трудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности; получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Профильный труд» (5-12 классы): развитие социально ценных качеств личности
(потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и
т.д.); обучение обязательному общественно полезному ,производственному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома в
семье и по месту жительства; расширение знаний о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с массовыми
рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным вида
труда, побуждение к сознательному выбору профессий и получение первоначальной
профессиональной трудовой подготовки; ознакомление с условиями и содержанием
обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ
по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья
обучающихся.
Для организации трудового обучения мастерские МБОУ «СОШ №3» обеспечены
необходимым оборудованием и инструментами со специальными приспособлениями,
учитывая особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

Реализация АООП вариант 1 в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а
также интересов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и их родителей (законных представителей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательныхотношений, во 24 классах представлена следующим образом:
- увеличением на 1 час учебных часов предмета «Русский язык» для изучения
предмета в полном объеме;
- увеличением на 1 час учебных часов предмета «Математика» для изучения
предмета в полном объеме;
- увеличением на 1 час учебных часов предмета «Ручной труд» для изучения
предмета в полном объеме.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
следующими
обязательными
коррекционными
«Логопедические
занятия»
(1 дополнительный
класс, 1-12

представлено
занятиями:
классы),

«Психокоррекционные занятия» ( 1дополнительный класс, 1-12 классы),
«Физкультурно- оздоровительные занятия» (1 дополнительный класс, 1-12 классы),
«Ритмика» (1 дополнительный класс, 1-12 классы),
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Основными
направлениями логопедической работы является:
-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка,автоматизация и
дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексическойстороны речи;
-диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и
формирование монологической форм речи;

- развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и
письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти,внимания).
Психокоррекционные занятия
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально- личностной сферы (гармонизация
пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная

интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных
видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение
социального
статуса
ребенка
в
коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения).
«Ритмика»
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в
процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности.
Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у
обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:

- упражнения на ориентировку в пространстве;
-ритмикогимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
-упражнения с детскими музыкальными инструментами;

- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
Другие направления внеурочной деятельности представлены нравственным,
социальным, общекультурным, спортивно- оздоровительным направлениями (общее
количество часов в учебном плане - 4 часа в неделю). Основными целями внеурочной
деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого
для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей
среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
дополнительный первый класс - IVклассы
(вариант 1) – легкая умственная отсталость
Всего в неделю
Предметные области Учебные предметы
Всего
часов
1д
I
II
III
IV
Язык и речевая
Русский язык
2
3
3
3
3
14
2
3
4
4
4
17
практика
Чтение
3
2
2
2
2
11
Речевая практика
Математика
Математика
3
3
4
4
4
18
Естествознание
Мир природы и человека
2
2
1
1
1
7
Искусство
Музыка
2
2
1
1
1
7
Изобразительное искусство
2
1
1
1
1
6

Физическая
Физическая культура
3
3
3
культура
Технологии
Ручной труд
2
2
1
Итого
21
21
20
Часть, формируемая участниками
3
образовательных отношений
Русский язык
1
Математика
1
Чтение
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
21
21
23
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Ритмика
Итого

3

3

15

1
20
3

1
20
3

7
102

1
1
1

1
1
1

3
3
3

23

23

111

9

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

15
10
5

6

6

6

6

6

30

Внеурочная деятельность
Нравственное
направление
Формирование
экологической культуры
Формирование здорового
и безопасного образа
жизни
Трудовое воспитание
Итого
Итого к
финансированию

Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

Моя малая Родина

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

4

4

4

4

4

20

31

31

33

33

33

161

Спорт – это жизнь
Город мастеров

Примерный недельный учебный план образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы

Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю
V

VI

VII VIII

IX

Всего

1.Язык и речевая практика

1.1.Русский язык
1.2.Чтение(Литературное
чтение)

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

2. Математика

2.1. Математика

4

4

3
1
2
2

3
1
2
2

17
3
4
6
8

Обязательная часть

3.Естествознание

3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География

2
-

2
2

3
1
2
2

4. Человек и общество

4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной жизни 2
4.3. История Отечества

2
2

2

2

2

2
10

2

-

2
-

2
-

2
-

6
2

1
2

2

2

2

2

1
10

6

6

7

7

7

33

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1.Культура безопасности жизнедеятельности
2. Основы компьютерной грамотности

27
2

28
2

28
1

28
1

28
1

139
10

1
1

1
1

1

1

5
2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
Логопедические занятия

29

30

30

30

30

149

область
1
1
1

1

1

5

Занятия с дефектологом

1

1

1

1

1

5

Психокоррекционные занятия

2

2

2

2

2

10

Физкультурно-оздоровительные занятия

1

1

1

1

1

5

«Ритмика»

1

1

1

1

1

5

Итого

6

6

6

6

6

30

Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

4
39

4
40

4
40

4
40

4
40

20
199

2.2. Информатика

5. Искусство

6. Физическая культура

5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.1. Физическая культура

7. Технологии

7.1. Профильный труд

Нравственное направление

Общекультурное направление Моя малая Родина
Социальное направление

Мой выбор
Твори добро

Итого
Всего к финансированию

23

1

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся Х-ХII классов.
Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Количество часов

Всего

X

XI

XII

1. Язык и речевая
практика

Русский язык
Литературное чтение

1
2

1
2

1
2

3
6

2. Математика

Математика
Информатика

1
1

1
1

1
1

3
3

3.Человек иобщество Основы социальной жизни
Этика
Обществоведение

2
1
1

2
1
1

2
2
1

6
4
3

4. Физическаякультура Адаптивная
физическая культура
5. Технология
Профильный труд

3

3

3

9

15

15

15

45

Итого

27

27

28

82

Часть, формируемая участникамиобразовательных
отношений

3

3

2

8

Русский язык

1

1

1

3

Математика

2

2

1

5

Максимально допустимая недельнаянагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

30

30

30

90

6

6

18

2
2
2

2
2
2

6
6
6

Коррекционно-развивающая область
6
(коррекционные
занятия)
Коррекционные занятия(дефектолог)
2
Психокоррекционные занятия
2
Логопедические занятия
2
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
Нравственное
1
направление
Моя малая Родина
Общекультурное
1
направление
Социальное направление Мой выбор
1
Твори добро
Итого
Всего к финансированию

1

1

3

1

1

3

1

1

3

1

1

1

3

40
40

40
40

40
40

120
120

Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных
года при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Сроки проведения промежуточных аттестаций
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
24

дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка выставляется на основе
триместровых отметок. Промежуточная аттестация проводится без прекращения
образовательной деятельности с 13 мая по 23 мая 2025 года
** При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных
программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в
федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков
обучения невозможны. В этом случае изменение режима занятий регламентируется
отдельными приказами МБОУ «СОШ №3»

25


Наверх

ЦОС "МОЯ ШКОЛА"



На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».