Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» 623784 Свердловская область, г. Артемовский, ул. Лесная, 23, тел. (343 63) 2-90-64, e-mail: mou_sosh3@inbox.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждено приказом МБОУ «СОШ №3 » от 30.08.2023 Учебный план общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка к учебному плану на 2024 – 2025 учебный год (извлечение из ФАООП образования, обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), (вариант 2) Учебный план АООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. 1. Календарные периоды учебного года 1.1. Дата начала учебного года: 2 сентября 2024 года 1.2. Дата окончания учебного года: 26 мая 2025 года 1.3. Продолжительность учебного года: 1(доп)-1 класс - 33недели; 2 - 4-й классы - 34 недели; 5-9-й класс- 34 недели; 1.4. Продолжительность учебной недели: 5 дней 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебных занятий по триместрам в учебных неделях 1 класс Учебный период Дата Начало Продолжительность Окончание Количество учебных недель Количество учебных дней I триместр 02.09.2024 30.11.2024 11 недель 4 дня 59 II триместр 01.12.2024 28.02.2025 10 недель 3 дня 53 III триместр 01.03.2025 20.05.2025 10 недель 3 дня 53 33 165 Итого в учебном году 2–9-е классы Учебный период Дата Начало Продолжительность Окончание Количество учебных недель Количество учебных дней I триместр 02.09.2024 30.11.2024 11 недель 4 дня 59 II триместр 01.12.2024 28.02.2025 11 недель 3 дня 58 III триместр 01.03.2025 20.05.2025 10 недель 3 дня 53 34 170 Итого в учебном году 2.2 Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней 1-е – 9 –е классы Каникулярный период Дата Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней в календарных днях Начало Окончание Осенние каникулы 26.10.2024 03.11.2024 9+1 дней Зимние каникулы 31.12.2024 08.01.2025 9 дней Дополнительные каникулы 17.02.2025 25.02.2025 9 дней Весенние каникулы 24.03.2025 01.04.2025 9 дней Летние каникулы 27.05.2025 31.08.2025 13 недель+ 6 дней Итого 134 дня 3. Расписание звонков на 2024-2025учебный год 2е -9-е классы Продолжительность урока 1. 9.00-9.40 Перемена 10 мин 2. 9.50-10.30 3. 10.50-11.30 4. 11.50-12.30 20 мин 20 мин 15 мин 5. 12.45-13.25 с 13.40 15 мин курсы внеурочной деятельности* Расписание звонков для первоклассников на 2024-2025 учебного года Образовательная деятельность 1 урок 1 перемена 2 урок 2 перемена 3 урок 3 перемена 4 урок Динамическая пауза Курсы внеурочной деятельности* сентябрь-октябрь ноябрь - декабрь январь - май 9.00 - 9.35 15 минут 9.00 - 9.35 15 минут 9.00 - 9.40 10 минут 9.50 – 10.25 25 минут 10.50 – 11.25 9.50 – 10.25 25 минут 10.50 – 11.25 9.50 – 10.30 20 минут 10.50 – 11.30 25 минут 11.50 – 12.25 20 минут 11.50 – 12.30 12.30 -13.10 с 13.10 Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующихдополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обученияв первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый. Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут; обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей. Для обучающихся вторых-третьих классов объем аудиторной недельной нагрузкив течение дня не более 5 уроков по 40 минут каждый. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, коррекционноразвивающих занятий и внеурочной деятельности. Изучение учебных дисциплин организуется с использованием учебно- методических комплексов с использованием учебников, входящих в Федеральные перечни учебников. При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся педагогическая нагрузка, предусмотренная образовательной программой ОУ. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой, так же подлежат тарификации. Для развития потенциала тех обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных АООП. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,дисциплине, модулю по триместрам с каждым учащимся школы. Формами промежуточной аттестации являются: − творческие работы учащихся - результат творческих усилий ученика на уроках; − наблюдение за обучающимся во время учебно-воспитательного процесса. В классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучение проводится без балльного оценивания. Во всех классах школы обучение проводится без домашних заданий. Обучение и воспитание в школе имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Вариант 2 обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая ОУ на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, какправило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся, учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП иотражается в расписании занятий». Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержанияувеличиваются. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание учебного плана В учебном плане для дополнительного первого 1-4 классов представлены: обязательная часть, которая включает пять предметных областей (8 учебных предметов); коррекционноразвивающие занятия, проводимые учителем- логопедом, учителем или учителемдефектологом; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1. Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства, компьютеры. 2. Предметная область «Математика» представлена учебным предметом «Математические представления». Цель обучения: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. 3. Предметная область «Окружающий мир» включает в себя следующие учебные предметы: «Окружающий природный мир». Подобранный программный материал по предмету рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена «Человек». Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. «Окружающий социальный мир». Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормыповедения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). 4. Предметная область «Искусство» представлена следующими учебными предметами: «Музыка и движение». Одним из важнейших средств в процессе социализациии интеграции в общество ребенка с умеренной умственной отсталостью является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У обучающегося может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике. «Изобразительная деятельность» занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно- двигательная координация. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. 5. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд». На уроках труда учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Работа с пластилином позволяет более эффективно развивать точность и ритмичность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы. Также предусмотрена работа с бумагой, которая также направлена на коррекцию мелких движений кистей и пальцев рук, формирование необходимых рабочих действий. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе. Главной целью является формирование первичных трудовых навыков и пробуждение интереса к практической деятельности, исправлениенедостатков познавательной деятельности. 6. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Целью занятий по «Адаптивной физической культуре» является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний 7. Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных АООП. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развитияпознавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. При подготовке и проведении коррекционноразвивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в 1 дополнительном – третьем классах представлена следующим образом: - увеличением на 1 час учебных часов предмета «Математические представления» для изучения предмета в полном объеме в 1 дополнительном, 1 классах; - увеличением на 1 час учебных часов предметов «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий социальный мир» для изучения предметов в полном объеме во 2 классе; - увеличением на 1 час учебных часов предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для изучения предмета в полном объеме в 3-4 классах. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., I-IVклассов. Предметные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство Учебные предметы Классы Количество часов I II III Всего IV Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир 3 3 3 2 2 13 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 Человек Домоводство Окружающий социальный мир 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 10 2 5 Музыка и движение Изобразительная деятельность 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 10 15 2 2 2 2 2 10 17 4 17 4 17 6 17 6 17 6 85 26 1 1 1 1 21 1 1 1 1 21 2 2 1 1 23 2 2 1 1 23 2 2 1 1 23 8 8 5 5 111 10 6 2 1 1 2 4 10 6 2 1 1 2 4 10 6 2 1 1 2 4 10 6 2 1 1 2 4 10 6 2 1 1 2 4 50 30 10 5 5 10 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5. Физическая Адаптивная культура физкультура 6. Технология Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Окружающий социальный мир Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» «Моя малая Родина» «Город мастеров» «Спорт-это жизнь» I доп. Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе,34 учебных недели со 2 по 4 класс). Содержание учебного плана в 5-9 классах Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает двечасти: I – обязательная часть, включает: шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства, компьютеры. Предметная область «Математика» представлена учебным предметом «Математические представления». Цель обучения: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Предметная область «Окружающий мир» включает в себя следующие учебные предметы: «Окружающий природный мир». Подобранный программный материал по предмету рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена «Человек». Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. «Окружающий социальный мир». Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Предметная область «Искусство» представлена следующими учебными предметами: «Музыка и движение». Одним из важнейших средств в процессе социализациии интеграции в общество ребенка с умеренной умственной отсталостью является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У обучающегося может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике. «Изобразительная деятельность» занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно- двигательная координация. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд». На уроках труда учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Работа с пластилином позволяет более эффективно развивать точность и ритмичность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы. Также предусмотрена работа с бумагой, которая также направлена на коррекцию мелких движений кистей и пальцев рук, формирование необходимых рабочих действий. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе. Главной целью является формирование первичных трудовых навыков и пробуждение интереса к практической деятельности, исправлениенедостатков познавательной деятельности. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Целью занятий по «Адаптивной физической культуре» является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичныхзаболеваний Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных АООП. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметнопрактической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов. Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов. Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство Количество часов V VI VII VIII Обязательная часть Речь и альтернативная 3 3 3 3 коммуникация Математические 2 2 2 2 представления Окружающий 2 2 2 2 природный мир 2 1 1 1 Человек 3 5 5 5 Домоводство 2 2 2 3 Окружающий социальный мир 3 2 2 2 Музыка и движение 3 3 3 Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура 3 2 2 2 Учебные предметы Классы 5.Физическая культура 6. Технология Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Всего IX 3 2 1 5 10 2 10 5 3 5 23 12 2 - 11 9 2 11 13 119 30 23 6 2 24 6 2 24 6 4 24 6 5 24 6 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 5 10 5 Домоводство Окружающий социальный мир 1 1 1 1 1 1 1 5 Профильный труд - 1 1 1 1 4 29 30 30 30 30 149 10 4 1 10 4 1 10 4 1 10 4 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1. Сенсорное развитие 10 4 1 50 20 5 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность Твори добро Моя малая Родина Мой выбор Разговоры о важном Спорт - это жизнь Город мастеров Всего к финансированию 1 1 1 6 1 1 1 1 6 1 1 1 1 6 1 1 1 1 6 1 1 1 1 6 1 5 5 5 30 5 1 1 1 1 1 39 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 40 5 5 5 5 5 199 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных летпри 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с НОДА V-IX классов. Предметные области Учебные предметы Классы V VI Обязательная часть Речь и альтернативная 2 2 коммуникация Математические 2 2 представления Окружающий мир Окружающий 2 2 природный мир Человек 2 1 Домоводство 5 7 (Самообслуживание) Окружающий 2 2 социальный мир Музыка и движение 2 2 Искусство Изобразительная 3 3 деятельность Технология Профильный труд 2 Физическая Адаптивная 2 2 культура физическая культура Итого 22 25 7 5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной неделе Речь и альтернативная коммуникация 3 2 Математические представления 2 1 Окружающий природный мир 1 1 Окружающий социальный мир 1 1 Предельно допустимая аудиторная 30 30 учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность: 10 10 5 5 - коррекционно-развивающая область: (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия) 1. Сенсорное развитие 2 2 2. Предметно-практические действия 1 1 3. Двигательное развитие (ЛФК, ритмика) 1 1 4. Альтернативная коммуникация 1 1 - другие направления внеурочной 5 5 деятельности «Разговоры о важном» 1 1 «Дорожная Азбука» 1 1 «Мир сказок» 1 1 «Я художник» 1 1 «Здоровейка» 1 1 Язык и речевая практика Математика Количество часов VI VII I I IX Всего 2 2 2 10 2 2 2 10 2 3 3 12 1 7 1 7 7 5 33 2 3 3 12 2 3 2 - 2 - 10 9 2 2 4 2 5 2 13 10 25 5 26 4 26 4 124 25 2 1 1 1 30 1 1 1 1 30 1 1 1 1 30 9 6 5 5 149 10 5 10 5 10 5 50 25 2 1 1 1 5 2 1 1 1 5 2 1 1 1 5 10 5 5 5 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневнойучебной неделе (34 учебных недели в году). Сроки проведения промежуточных аттестаций Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка выставляется на основе триместровых отметок. Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательной деятельности с 13 мая по 23 мая 2025 года ** При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. В этом случае изменение режима занятий регламентируется отдельными приказами МБОУ «СОШ №3»