Рабочая программа воспитания СОО на 2024-2025 учебный год по требованиям ФОП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
623784 Свердловская область, г. Артемовский, ул. Лесная, 23,
тел. (343 63) 2-90-64, e-mail: mou_sosh3@inbox.ru

Приложение к ООП СОО
Приказ № 100.2-О от 21.08.2024

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на уровне среднего общего образования
(ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ

2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

2024г.

Рабочая программа воспитания ООП СОО МБОУ «СОШ №3» (далее –
Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы
воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа основывается
на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных
организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания разработана:
 на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025
гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
 на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
 приказ Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16 ноября 2022 года
«Об утвеждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
 приказ Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября 2022 года
«Об утвеждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
 приказ Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23 ноября 2022 года
«Об утвеждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
 приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022
года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ»;
 приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 г.
«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022
года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в
соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 23.06.2022г. № 3/22).

Программа воспитания:
для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
МБОУ «СОШ №3»;
 разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ «СОШ №3»,
утверждена педагогическим советом школы;
 реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
 предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам


и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
 предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания
организационный.

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ «СОШ №3» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МБОУ «СОШ №3» планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в МБОУ «СОШ №3»:

развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.


1.4. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ «СОШ №3»:

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
 наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
 сформированность
внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ «СОШ №3» планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МБОУ «СОШ №3» по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том
числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,


качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Гражданское воспитание:
 знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
 проявляющий
уважение к государственным символам России,
праздникам;
 проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
 принимающий
участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
 сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру;
 проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране;
 проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
 знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
 принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
 знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности);

выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
 выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям;
 сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
 проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание:
 выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
 проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей;
 сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
 выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
 проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
 умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
 способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
 уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;


участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
 понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
 сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценность научного познания:
 выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
 ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
2. Содержательный раздел


2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ «СОШ
№3». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МБОУ «СОШ
№3»удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ
«СОШ №3» и его репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ
«СОШ№3»
МБОУ «СОШ № 3» находится в отдаленном районе Артемовского ГО,
относящийся. Из-за удаленности от города особое место в школе отводится
организации внеурочной деятельности через кружки и спортивные секции. В школе
функционирует Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка
роста». Есть структурное подразделение – Школьный спортивный клуб «Лидер»,
которое является одним из основных направлений развития спортивно-

оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации
ФГОС и дополнительного образования.
В школе – 343 обучающихся. Увеличивается количество семей, многодетных,
неполных. Растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдается ежегодное движение числа детей среди обучающихся.
Процесс воспитания в МБОУ «СОШ № 3» ориентирован на интеграцию
урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования через создание
событийного пространства в детско-взрослой среде. В школе сложилась система
традиционных школьных событий, в которую включены обучающиеся, их семьи и
педагогические работники. Создаются такие условия, чтобы по мере взросления
ребенка увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора). Педагоги школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без
возрождения духовности, основанной на наших православных корнях, невозможно
процветание и дальнейшее развитие России.
Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы
основанные на
практических наработках ОО по формированию целостной
воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития
школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную,
внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей
(законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие
обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям: Россия,
многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья,
труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ «СОШ
№3». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МБОУ «СОШ
№3»удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ
«СОШ №3» и его репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ
«СОШ№3»
МБОУ «СОШ № 3» находится в отдаленном районе Артемовского ГО,
относящийся. Из-за удаленности от города особое место в школе отводится
организации внеурочной деятельности через кружки и спортивные секции. В школе
функционирует Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка

роста». Есть структурное подразделение – Школьный спортивный клуб «Лидер»,
которое является одним из основных направлений развития спортивнооздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации
ФГОС и дополнительного образования.
В школе – 343 обучающихся. Увеличивается количество семей, многодетных,
неполных. Растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдается ежегодное движение числа детей среди обучающихся.
Процесс воспитания в МБОУ «СОШ № 3» ориентирован на интеграцию
урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования через создание
событийного пространства в детско-взрослой среде. В школе сложилась система
традиционных школьных событий, в которую включены обучающиеся, их семьи и
педагогические работники. Создаются такие условия, чтобы по мере взросления
ребенка увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора). Педагоги школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без
возрождения духовности, основанной на наших православных корнях, невозможно
процветание и дальнейшее развитие России.
Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы
основанные на
практических наработках ОО по формированию целостной
воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития
школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную,
внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей
(законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие
обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям: Россия,
многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья,
труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности
в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми
условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ «СОШ № 3» представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия»,
«Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация».
Модуль «Урочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:


















максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:


курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:








«Разговоры о важном», « НВП», «Первая помощь», «Россия – мои
горизонты»;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению: «История в лицах»;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности: «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации», «Основы физического эксперимента», «Математика в
экономике»;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов
и жанров: «Литературная мастерская»;;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: Спортивные
игры.
Модуль «Классное руководство»

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
















планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов
в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, дающих возможности для самореализации,
установления и укрепления доверительных отношений,
становления значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги командообразования,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями,
а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
повышение успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально
и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,











предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями
и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь
и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся,
их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:













общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные
с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения
в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно
с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи
с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного
пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,

историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и другой направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками
и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:









общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнерами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших
в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:


оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе
в образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;

























организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио
и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная
организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя,
защитника Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или
на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц,
мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников,
памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и др.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих
их способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе
с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);



разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.

Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
















создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в управляющем совете образовательной
организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга
и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации
в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации, в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке
и проведению классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:

организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
Старшеклассников), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности
в образовательной организации.


Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:














организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактики социальных и природных рисков
в образовательной организации и в социокультурном окружении совместно
с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские
и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных
сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, — познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);

предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).


Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:









участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися,
педагогами совместно с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Модуль «Профориентация»

Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;











организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессии, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям
и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение

В данном подразделе представлены решения МБОУ «СОШ №3» в соответствии с
ФГОС основного общего образования по разделению функционала, связанного с
планированием,
организацией,
обеспечением,
реализацией
воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в
сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том
числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
Халезова Н.Г.- заместитель директора по ВР
Шелковская О.А.- педагог-психолог
Рукавишникова А.А.- социальный педагог
Авдюкова Е.Ю - Советник по воспитанию
Классные руководители 10-11 классов. Классное руководство в 10–11-х классах
осуществляют 2 классных руководителей.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ
обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:






Рабочая Программа воспитания на 2024-2025 уч. год
Календарно-тематический план
Положение о классном руководстве
Правила внутреннего распорядка
Положение о внешнем виде

«СОШ

№3»

Положение о запрете использования мобильных устройств связи.
Учебный план ВД
Учебный план ДО
Программы Дои ВД
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу: https://art3.uralschool.ru/ .





3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.


Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.

Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «СОШ №3»










1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного
числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положениями о
конкурсах.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.

Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МБОУ «СОШ №3»


В МБОУ «СОШ №3»
система поощрения социальной успешности и
проявления активной жизненной позиции учеников организована как вручение
грамот, сертификатов на общешкольных линейках, каждый понедельник.

Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МБОУ «СОШ
№3»



Ведение Журнала проведенных мероприятий.
Информация о торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на ее странице в социальных сетях.



Использование рейтингов, их форма, публичность, в том числе из социальных
партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу
МБОУ «СОШ №3», цели, задачам, традициям воспитания, быть
согласованными с представителями родительского комитета во избежание
деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы.

3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «СОШ №3»
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС СОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий
характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.



Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
 какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;

какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при
наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
 урочной деятельности;
 внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ «СОШ №3» будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы
в 2024-2025 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании
воспитательной работы на 2025-2026 учебный год.



Наверх

ЦОС "МОЯ ШКОЛА"



На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».