МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» 4 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Москва 2023 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................ 3 I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..................................................... 6 II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 9 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В 4 КЛАССЕ .................................................. 39 Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» на конец 4 класса ............................... 39 Критерии оценки предметных результатов .................................................... 41 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи обучения: − коррекция нарушений физического развития; 3 − формирование двигательных умений и навыков; − развитие двигательных способностей в процессе обучения; − укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; − раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности; − формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; − формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; − поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; − формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; − воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; − воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 4 классе определяет следующие задачи: Задачи учебного предмета: − формирование элементарных знаний о распорядке дня, личной гигиене; − формирование умения выполнять комплекс утренней гимнастики; 4 − формирование умения подавать команды при сдаче рапорта, выполнять все изученные команды в строю, соблюдать дистанцию при перестроениях; − формирование умения принимать правильную осанку; − формирование умения ходить в различном темпе с различными исходными положениями рук; − формирование умения перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты; − формирование умения переносить несколько набивных мячей; − формирование умения сохранять равновесие на гимнастической скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять вис на канате, − формирование умения координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе; − формирование умения преодолевать спуск в высокой стойке на склоне, преодолевать на лыжах дистанцию до 0,8 км; − воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений. 5 I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уроки «Адаптивной физической культуры» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлены на укрепление здоровья, физическое развитие, способствовали формированию правильной осанки, физических качеств и становлению школы движений. Урочные занятия по «Адаптивной физической культуре» осуществляются при использовании различных методов: − формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия); − обучения двигательным действиям (дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения); − развития физических качеств и способностей (для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы; − для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, игровой методы; − для развития координационных способностей- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.); − симметричные и асимметричные движения; − релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц; 6 − упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат); − упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре); − упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину и количество шагов); − упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; − воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.); − пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем); − упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика и др.); − парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями являются следующие методы: − игровой 7 − воспитания личности; − взаимодействия педагога и обучающихся. Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации. № п/п 1. Знания о физической культуре 2. 3. Гимнастика Легкая атлетика Лыжная подготовка 4. 5. Количество часов Название раздела В процессе обучения 23 35 Игры Итого: Контрольные работы (количество) - 18 - 26 102 - С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II. № Тема предмета К о л в о ч а с о в Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 17 часов 1 Предупреж дение травм во время занятий 1 Беседа о соблюдение техники безопасности во время выполнения упражнений. Переодевание в спортивную форму и обувь на урок. Выполнение 3-4 упражнений утренней гимнастики. Игра по выбору детей Отвечают на вопросы по прослушанному материалу с опорой на визуальный план (с использованием системы игровых, сенсорных поощрений). Готовятся к уроку, опираясь на образец выполнения обучающегося 2 группы. Участвуют в подвижной игре по инструкции и показу учителя 2 Понятия о предварите льной и исполнител ьной командах 1 Построение в шеренгу. Определение видов команд. Повторение строевых действий в соответствии с командой. Бег в медленном темпе в колонне по одному. Выполнение комплекса утренней гимнастики. Выполнение прыжков на двух Выполняют построение по показу учителя. Зрительно воспринимают образец выполнения и соотносят с голосовым (звуковым) сигналом предварительную и исполнительную команды. Выполняют медленный бег за наиболее физически развитым обучающимся из 2 группы, Отвечают на вопросы по прослушанному материалу целыми предложениями. Самостоятельно готовятся к уроку. Выполняют упражнения по показу обучающегося. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют построения и перестроения по сигналу учителя. Ориентируются на образец выполнения предварительной и исполнительной команд. Выполняют медленный бег. Прыгают на двух ногах на месте, с продвижением 9 3 4 5 Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприсед е, с различным и положения ми рук Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприсед е, с различным и положения ми рук 1 Бег с изменение м темпа 1 1 ногах на месте, с продвижением вперед, в стороны. Коррекционная игра ориентируясь на его пример. Прыгают на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в стороны. Участвуют в игре по инструкции учителя вперед, в стороны. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполнение построения в шеренгу и сдача рапорта дежурным. Закрепление ходьбы, сохраняя правильное положение тела. Выполнение комплекса утренней гимнастики. Выполнение бега в медленном темпе 80-100 м. Выполнение прыжков через шнур, начерченную линию. Подвижная игра с бросанием мяча Выполняют построение по показу учителя. Выполняют ходьбу (под контролем учителя). Выполняют общеразвивающие упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют медленный бег за наиболее физически развитым обучающимся из 2 группы, ориентируясь на его пример. Осваивают и используют игровые умения Выполняют построение по сигналу учителя. Осваивают и выполняют ходьбу в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук. Выполняют общеразвивающ ие упражнения после показа учителя. Выполняют медленный бег. Осваивают и используют игровые умения Выполнение сдачи рапорта. Закрепление выполнения бега в колонне правильно держа туловище, работая руками, ставя стопу на носок, свободно двигаясь. Выполнение общеразвивающи х упражнений со скакалкой. Коррекционная игра Выполняют строевые действия по пошаговой/ поэтапной инструкции педагога. Удерживают правильное положение тела во время бега (с помощью учителя, при необходимости пошаговая инструкция учителя). Смотрят образец выполнения упражнения, Выполняют по показу учителя упражнения для развития переключаемост и движений. Удерживают правильное положение тела во время бега. Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют 10 6 Прыжки на месте, с продвижен ием вперед, в сторону, назад на одной ноге 1 7 Беговые упражнени я 1 8 Прыжки с ноги на 1 слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения с предметом по показу. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполнение Удерживают медленного бега с правильное сохранением положение тела во правильной время бега осанки. (пооперационный Выполнение контроль общеразвивающи выполнения х упражнений с действий). Смотрят малыми мячами. образец выполнения Выполнение упражнения, прыжков на одной слушают ноге на месте и с инструкцию учителя, продвижением. выполняют Метание мяча в упражнения с цель. предметом по Подвижная игра с показу. Осваивают и элементами бега используют игровые и ведением и умения бросками волейбольного мяча Выполнение Выполняют ходьбу с ходьбы с изменением изменением скорости. скорости. Выполняют Выполнение бега различные виды в заданном бега: на носках, с направлении. высоким Ознакомление с подниманием бедра названием и захлестыванием беговых голени назад. упражнений и их Осваивают беговые выполнение. упражнения Эстафета с бегом выполняя на уменьшенном расстоянии. Участвуют в соревновательной деятельности Выполнение Выполняют ходьбу в ходьбы на носках, умеренном темпе на на пятках. носках, на пятках. упражнения с предметом. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Удерживают правильное положение тела во время бега. Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения с предметом. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу с изменением скорости. Выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Выполняют беговые упражнения. Участвуют в соревновательно й деятельности Выполняют ходьбу в умеренном 11 ногу до 1015 м 9 Ускорения до 30 м 1 10 Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге 1 Выполнение бега в среднем темпе с переходом на ходьбу. Выполнение многоскоков. Подвижная игра на передачу мячей в колоннах Выполнение ходьбы перекатом с пятки на носок. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Повторение низкого старта, пробегание с максимально возможной скоростью и по возможности не снижение ее до финиша. Коррекционная подвижная игра Выполнение ходьбы с различным положением рук. Выполнение беговых упражнений. Пробегание под скакалкой, перешагивание, перепрыгивание с одной ноги на другую, перепрыгивание на двух ногах через медленно вращающуюся скакалку вперед, с промежуточным подскоком. Подвижная игра с элементами общеразвивающи х упражнений Перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках. Осваивают и используют игровые умения темпе на носках, на пятках. Перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбы перекатом с пятки на носок. Выполняют бег с низкого старта. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют ходьбы перекатом с пятки на носок. Выполняют бег с низкого старта. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют ходьбу с различным положением рук по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжки через скакалку на двух ногах. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют ходьбу с различным положением рук по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжки через скакалку на двух, на одной ноге. Играют в подвижную игру после инструкции учителя 12 11 Бег с преодолени ем простейши х препятстви й 1 Выполнение ходьбы с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполнение бега с преодолением простейших препятствий. Подвижная игра с метанием Выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Осваивают и используют игровые умения 12 Челночный бег 3x10 м 1 Выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра по показу учителя. Выполняют челночный бег 3x10 м. Выполняют метание мячей с места левой и правой рукой 13 Прыжок в глубину 1 Выполнение ходьбы с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Выполнение беговых упражнений. Выполнение челночного бега, демонстрировани е техники высокого старта. Метание мячей с места левой и правой рукой Выполнение ходьбы в медленном и быстром темпе. Выполнение медленного бега. Выполнение прыжка технически правильно, отталкиваясь и приземляясь. Выполнение беговых упражнений. Метание с места в горизонтальную цель Выполняют ходьбу в медленном и быстром темпе. Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий), прыгают на двух ногах на месте. Осваивают метание с места в Выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра по инструкции учителя. Выполняют челночный бег 3x10 м. Метают мячи с места левой и правой рукой Выполняют ходьбу в медленном и быстром темпе. Выполняют прыжки после инструкции и показа учителя. Выполняют метание с места в горизонтальную цель 13 14 Прыжок с 3-5 беговых шагов в длину с разбега 1 15 Бросок набивного мяча ( вес до 1 кг) различным и способами двумя руками 1 16 Чередован ие бега и быстрой ходьбы 1 Выполнение ходьбы с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Выполнение непрерывного бега в среднем темпе. Демонстрировани е техники прыжка с разбега: правильно разбегаясь, сильно отталкиваясь и мягко приземляясь. Метание с места в вертикальную цель Ходьба со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т.д. Выполнение быстрого бега на скорость. Определение названия мяча, какие качества развивают упражнения с этим мячом. Выполнение броска, согласовывая движения рук и туловища Выполнение ходьбы змейкой, в полуприседе. горизонтальную цель, ориентируясь на образец выполнения Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями по показу учителя. Прыгают в длину с небольшого разбега. Выполняют метание после инструкции и неоднократного показа учителя Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Прыгают с небольшого разбега в длину. Выполняют метание после инструкции и показа учителя Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения обучающего 2 группы или учителя. Бросают набивной мяч из различных исходных положений меньшее количество раз Выполняют ходьбу со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т.д. Бросают набивной мяч из различных исходных положений Удерживают правильное положение тела во время ходьбы (с помощью учителя). Выполняют ходьбу змейкой, в полуприседе. 14 17 Прыжки в высоту с места толчком двух ног 1 18 Осанка 1 Чередование бега Выполняют и ходьбы по чередование бега и сигналу. ходьбы. Выполнение Бросают набивной броска набивного мяч из различных мяча ( вес до 1 кг) исходных различными положений меньшее способами двумя количество раз руками Выполнение Выполняют ходьбу ходьбы приставным шагом приставным правое/левое плечо шагом вперед, правое/левое ориентируясь на плечо вперед. образец выполнения Выполнение обучающего 2 прямолинейного группы или учителя. бега с Прыгают в высоту с параллельной места толчком двух постановкой стоп. ног после Выполнение инструкции и прыжка из неоднократного правильного показа учителем исходного положения. Метание теннисного мяча с места одной рукой на дальность Гимнастика – 23 часа Построение в Получают шеренгу. элементарные Выполнение теоретические сдачи рапорта сведения о дежурным. Беседа правильной осанке, о правильной зрительно осанке. воспринимают и Выполнение оценивают образец упражнений, удержания направленные на правильной осанки. формирования Выполняют навыка практические правильной задания с заданными осанки. параметрами Подвижная игра с (демонстрируют бегом правильную осанку, подбирают ответы на вопрос по предоставленным Выполняют чередование бега и ходьбы. Бросают набивной мяч из различных исходных положений Выполняют ходьбу приставным шагом правое/левое плечо вперед по сигналу учителя. Прыгают в высоту с места толчком двух ног Получают элементарные теоретические сведения о правильной осанке, зрительно воспринимают и оценивают образец удержания правильной осанки. Выполняют практические задания с заданными параметрами (демонстрируют 15 карточкам) с помощью педагога. Участвуют в игре по инструкции учителя 19 Физически е качества 1 Построение в шеренгу. Выполнение сдачи рапорта дежурным. Беседа об основных физических качествах и упражнениях на их развитие Выполняют построение по инструкции учителя. Просматривают и рассматривают наглядные материалы, слушают учителя о роли средств гимнастики для развития двигательных способностей и физических качеств человека 20 Построени ев шеренгу по одному, равнение, перестроен ие в колонну по одному 1 Игровые задания на нахождение своего места в строю, выполнение строевой стойки, соблюдение интервала, выполнение строевых действия во время равнения, размыкание приставным шагом в сторону. Подвижная игра с бегом Выполняют упражнение по показу учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя правильную осанку, упражнения на формирования правильной осанки). Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют построение по команде учителя. Просматривают и рассматривают наглядные материалы, слушают учителя о роли средств гимнастики для развития двигательных способностей и физических качеств человека Выполняют упражнение по сигналу. Играют в подвижную игру после инструкции учителя 16 21 Перестроен ие из колонны по одному в колонну по два и из колонны по два в колонну по одному в движении, с поворотом направо и налево 1 22 Размыкани е от середины на вытянутые руки приставны ми шагами вправо, влево. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы: асимметри чные движения рук Повороты «направо», «налево». Ходьба и бег «змейкой» 1 23 1 Игровые задания на нахождение своего места в строю. Перестроение в движении, соблюдение интервала и дистанции. Выполнение общеразвивающи х упражнений с большим мячом. Подвижная игра с лазанием Участвуют в игровой деятельности под контролем педагога. Выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/ поэтапной инструкции педагога. Выполняют упражнения с предметами меньшее количество раз. Осваивают и используют игровые умения Выполняют игровые задания по команде учителя. Выполняют упражнение по сигналу/ команде учителя, ориентируюсь на зрительнопространственн ые опоры. Выполняют упражнения с предметами по показу учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполнение Выполняют Выполняют размыкания по основные положения основные команде учителя, и движения рук, ног, положения и выполнение туловища, головы с движения рук, наклонов, наименьшим ног, туловища, поворотов количеством головы после туловища в повторений, по показа учителем. сочетании с возможности. Осваивают и движениями рук и Осваивают и используют ног, выпадов используют игровые игровые умения правой и левой умения ногой, переходов из упора присев в упор лежа, приседаний, наклонов головы. Подвижная игра с прыжками Ориентирование в схеме своего тела. Совершенствован ие функции дыхания во время ходьбы и бега Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственных представлений. Выполняют ходьбу и бег «змейкой» Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственн ых представлений. Выполняют ходьбу и бег «змейкой» 17 24 Лазание по гимнастиче ской стенке вверх-вниз разноимен ным способом, с одновреме нной перестанов кой руки и ноги 1 25 Ползание на четвереньк ах в медленном темпе по горизонтал ьной гимнастиче ской скамейке 1 26 Упражнени яс гимнастиче скими палками 1 Выполнение коррегирующих упражнений на дыхание. Выполнение лазания по гимнастической стенке разноименным способом ставя ноги на каждую рейку или через одну. Коррекционная игра Выполнение упражнений на равновесие. Передвижение по гимнастической скамейке, приняв правильное положение упора. Подвижная игра с элементами лазания Выполнение упражнений с гимнастической палкой: удержание гимнастической палки двумя руками хватом снизу и сверху, над головой, на уровне лопаток, перекладывание, поднимание, подбрасывание и ловля, перешагивание. Выполнение ползания на четвереньках в медленном темпе Выполняют коррегирующих упражнений на дыхание. Выполняют упражнения в лазание на меньшую высоту. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют коррегирующих упражнений на дыхание. Выполняют упражнения в лазание. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют упражнения в равновесии по показу учителя, по возможности. Выполняют упражнения в ползании, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Осваивают и используют игровые умения Выполняют упражнения с гимнастической палкой после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют ползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной гимнастической скамейке с помощью учителя, по возможности Выполняют упражнения в равновесии по инструкции учителя. Выполняют упражнения в ползании после инструкции учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполняют упражнения с гимнастической палкой после показа учителем. Выполняют ползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной гимнастической скамейке по показу учителя 18 27 Упражнени я на формирова ния правильно й осанки 1 28 Тренировк а дыхания 1 29 Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильну ю осанку 1 30 Упражнени я для развития 1 по горизонтальной гимнастической скамейке Выполнение различных видов ходьбы с изменением положений рук, ходьбы по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы. Эстафеты с мячом Выполнение перестроения из колонны по одному в колонну по два и из колонны по два в колонну по одному в движении, с поворотом направо и налево. Выполнение дыхательных упражнений в ходьбе и беге. Коррекционная подвижная игра Выполнение упражнений с гимнастической палкой. Удержание в ходьбе предмета на голове, сохраняя правильную осанку Выполняют упражнения для расслабления мыщц, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в соревновательной деятельности Выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/ поэтапной инструкции педагога. Получают элементарные сведения о правилах дыхания во время ходьбы и бега. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют упражнения с предметом меньшее количество повторений. Выполняют ходьбу с предметом на голове, сохраняя правильную осанку по прямому указанию учителя. Построение в Выполняют по шеренгу, колонну, показу учителя с изменением упражнения для Выполняют упражнения для расслабления мыщц по показу и инструкции учителя. Участвуют в соревновательно й деятельности Выполняют упражнение по сигналу/ команде учителя, ориентируюсь на зрительнопространственн ые опоры. Получают элементарные сведения о правилах дыхания во время ходьбы и бега. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют упражнения с предметом по инструкции учителя. Выполняют ходьбу с предметом на голове, сохраняя правильную осанку Выполняют по показу учителя упражнения для 19 пространст веннодифференц ировки 31 Упражнени я для развития точности движений 1 32 Упражнени я с обручем 1 места построения, выполнение ходы и бега между различными ориентирами, прохождение по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам Выполнение упражнений на равновесие. Выполнение ходьбы по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Подвижная игра с бегом формирования пространственных представлений с помощью учителя, по возможности формирования пространственн ых представлений по показу учителя Выполняют по показу учителя упражнения для развития точности движений и равновесия, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в игре по инструкции учителя Построение в шеренгу, колонну, с изменением места построения, выполнение ходы и бега между различными ориентирами. Выполнение упражнений с предметом: удержание обруча двумя руками, перекладывание из одной руки в другую, выполнение различных исходных положений с обручем в руках, наклоны, приседания, прыжки, переступание Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственных представлений с помощью учителя, по возможности. Выполняют упражнения с предметами после неоднократного показа по прямому указанию учителя Выполняют упражнения для развития точности движений и равновесия, ориентируясь на образец выполнения учителем. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственн ых представлений по показу учителя. Выполняют упражнения с предметами после показа учителем 20 33 Подлезани е под препятстви ем высотой до 1 м 1 Выполнение упражнений с обручем. Выполнение подлезания под препятствием, используя способ движения: в опоре на предплечья, по-пластунски. Эстафеты с обручем 34 Перелезани е через гимнастиче ского козла, гимнастиче ское бревно 1 35 Ходьба по гимнастиче ской скамейке прямо, правым, левым боком с различным и положения ми рук, с мячом в руках, бросанием и ловлей Ходьба по гимнастиче ской скамейке парами 1 Выполнение упражнения в перелезании с опорой на грудь (живот) через препятствия. Подвижная игра с элементами общеразвивающи х упражнений Выполнение комплекса упражнений типа зарядки. Сохранение равновесия на ограниченной поверхности, выполняя передвижения, двигательные действия с мячом 36 1 Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев. Выполняют упражнения с предметами после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют подлезание под препятствием высотой 40-50 см, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в соревновательной деятельности Преодолевают препятствия с помощью учителя, по возможности. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют комплекс меньшее количество повторений. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке прямо, правым, левым боком с различными положениями рук после неоднократного показа по прямому указанию учителя Выполняют упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев по показу учителя. Выполняют упражнения с предметами после показа учителем. Выполняют подлезание под препятствием высотой 40-50 см. Участвуют в соревновательно й деятельности Преодолевают препятствия после инструкции учителя. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке прямо, правым, левым боком с различными положениями рук самостоятельно Выполняют упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев по показу учителя. 21 Выполнение ходьбы по гимнастической скамейке парами управление равновесием, взаимодействие слаженно Выполнение упражнений сохраняя равновесие и преодолевая препятствия. Подвижная игра с бегом и прыжками Выполняют упражнения на равновесие по возможности Выполняют упражнения на равновесие по показу учителя Выполняют упражнения на равновесие, преодолевают препятствия с помощью учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют упражнения на равновесие, преодолевают препятствия по инструкции учителя. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют упражнения на равновесие после показа учителем. Участвуют в соревновательно й деятельности 37 Ходьба по двум параллельн о поставленн ым гимнастиче ским скамейкам 1 38 Расхожден ие вдвоем поворотом при встрече на гимнастиче ской скамейке 1 Выполнение упражнений сохраняя равновесие при выполнении упражнения на гимнастической скамейке Выполняют упражнения на равновесие после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Участвуют в игровых заданиях (в паре) 39 Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки в различных исходных положения х 1 Преодолевают препятствия с помощью учителя, по возможности. Выполняют упражнения в равновесии после неоднократного показа учителя Преодолевают препятствия после инструкции учителя. Выполняют упражнения на равновесие 40 Переноска грузов 1 Выполнения упражнения в перелезании с опорой на грудь (живот) через препятствия. Удержание равновесия при выполнении стойки на одной ноге с различными положениями рук Выполнение упражнений с обручем. Выполнение подлезания под препятствием, используя способ Выполняют упражнения с предметами после неоднократного показа по прямому указанию учителя Выполняют Выполняют упражнения с предметами после показа учителем. Выполняют подлезание под 22 движения: в опоре на предплечья, по-пластунски. Выполнение упражнений в переноске набивных мячей, общим весом до 5 кг на расстояние 10-15 м, матов, скамеек подлезание под препятствием высотой 40-50 см, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Переносят груз и передают предметы с помощью учителя препятствием высотой 40-50 см. Переносят груз и передают предметы Подвижные игры на выполнение упражнений в беге в различных направлениях, на скорость не наталкиваясь, друг на друга, выполнение действий по сигналу и согласно правилам игры. Выполнение общеразвивающи х упражнений с малыми мячами. Выполнение ходьбы по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Выполняют общеразвивающие упражнения с предметами меньшее количество повторений. Выполняют ходьбу по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам с помощью педагога. Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя) Выполняют упражнения со скакалкой по возможности. Осваивают и используют игровые умения. Осваивают прыжки через скакалку по возможности Выполняют общеразвивающ ие упражнения с предметами. Выполняют ходьбу по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя Игры - 4 часа 41 Игры с элементам и корригиру ющих упражнени й: «Ловишкихвостики», «Салки» 1 42 Игры с элементам и корригиру ющих упражнени й: «Ловишкихвостики», «Салки» 1 43 Игры на развитие внимания, памяти, точности движений: «Школа мяча» Игры на развитие внимания, памяти, 1 44 1 Выполнение упражнений со скакалкой. Бросание и ловля мяча из разных положений, двумя руками, правой и левой рукой. Выполнение прыжков через скакалку на двух ногах. Выполняют упражнения со скакалкой по показу учителя. Осваивают и используют игровые умения. Прыгают через скакалку на двух ногах 23 точности движений: «Школа мяча» Лыжная подготовка – 18 часов 45 Техника 1 Беседа о правилах безопаснос обращения с ти и лыжным правила инвентарем и поведения техники на лыжне безопасности на занятиях лыжным спортом. Тренировочные упражнения в подготовке к занятию, выбор лыж и палок 46 Совершенс твование техники выполнени я строевых команд и приемов 1 47 Совершенс твование техники выполнени я строевых команд и приемов Передвиже ние в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, 1 48 1 Тренировочные упражнения в подборе лыжного инвентаря и одежды к занятию. Выполнение строевых команд с лыжами и на лыжах, надевание и снимание лыж и палок Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж Слушают правила поведения на уроках лыжной подготовки, информацию о предупреждении травм и обморожений с опорой на наглядность (презентации, картинки, карточки), участвуют в беседе и отвечают на вопросы учителя с опорой на визуальный план. Готовятся к занятию, выбирают лыжи и палки с помощью учителя Слушают правила поведения на уроках лыжной подготовки, информацию о предупреждении травм и обморожений с опорой на наглядность (презентации, картинки, карточки), участвуют в беседе и отвечают на вопросы учителя. Готовятся к занятию, выбирают лыжи и палки Готовятся к занятию, Готовятся к выбирают лыжи и занятию, палки с помощью выбирают лыжи учителя и палки Выполняют Выполняют строевые команды строевые по сигналу учителя команды по сигналу учителя Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на 24 соблюдая дистанцию 49 Подготовка к передвиже нию на лыжах 1 50 Совершенс твование техники выполнени я ступающег о шага без палок и с палками 1 при движении в колонне. Тренировочные упражнения на одевании лыжного инвентаря. Переступание на лыжах вокруг пяток. дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж при движении в колонне. Ухаживание за лыжным инвентарем, одевание его. Переступание на лыжах вокруг пяток, носков, приставной шаг вправо, влево Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж при движении в колонне. Тренировочные упражнения на одевании лыжного инвентаря. Выполнение ступающего шага: перекрестная координация движений рук и ног, перенос тяжести тела с Выполняют построение с лыжами. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя, по возможности самостоятельно. Выполняют переступание на лыжах ( по возможности) Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя Передвигаются на лыжах ступающим шагом плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Выполняют переступание на лыжах по показу учителя Выполняют построение с лыжами. Одевают лыжный инвентарь самостоятельно. Выполняют переступание на лыжах по показу учителя Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Передвигаются по лыжне ступающим шагом 25 51 Совершенс твование техники выполнени я скользящег о шага без палок и с палками 1 52 Совершенс твование техники выполнени я скользящег о шага без палок и с палками Прохожден ие отрезков на время от 200до 300 м 1 Прохожден ие отрезков на время от 200до 300 м 1 53 54 1 одной ноги на другую, правильное положение туловища и головы Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж при движении в колонне. Одевание лыжного инвентаря. Передвижение на лыжах свободным, накатистым шагом без палок и с палками Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж при движении в колонне. Одевание лыжного инвентаря. Прохождение на лыжах отрезков на скорость Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя Передвигаются на лыжах скользящим шагом Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Передвигаются по лыжне скользящим шагом Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя. Осваивают выполнение попеременного двухшажного хода (по возможности) после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Выполняют попеременный двухшажный ход после инструкции и показа учителя 26 выполнения действий) 55 Спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой» с соблюдени ем техники безопаснос ти 1 56 Спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой» с соблюдени ем техники безопаснос ти 1 57 Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Переход на учебную лыжню в колонне по одному. Освоение называния способа подъема на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, демонстрировани е техники подъема «лесенкой» Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя. Спускаются в высокой стойке со склона, подъем ступающим шагом с соблюдением техники безопасности Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Выполняют спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой» с соблюдением техники безопасности Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Переход на учебную лыжню в колонне по одному. Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под 1 Спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой» с соблюдени ем техники безопаснос ти 58 Повороты переступан ием в движении 1 59 Повороты переступан ием в движении 1 27 60 Повороты переступан ием в движении 1 61 Прохожден ие на лыжах за урок от 0,5 до 0,8 км 1 62 Прохожден ие на лыжах за урок от 0,5 до 0,8 км 1 63 Значение и основные правила закаливани я 1 Передвижение по учебному кругу ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнения, демонстрирую уверенное отрывание от снега лыжи, наклон в сторону поворота и вперед, сильно отталкиваясь от лыжи Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Переход на учебную лыжню в колонне по одному. Прохождение дистанции на лыжах за урок дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя. Выполняют повороты на лыжах на месте рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Выполняют поворот переступанием в движении. Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь с помощью учителя. Преодолевают дистанцию в произвольном темпе Выполняют построение с лыжами. Передвигаются в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, соблюдая дистанцию по сигналу учителя. Одевают лыжный инвентарь. Преодолевают дистанцию в быстром темпе Игры – 22 часа Беседа об Отвечают на основных вопросы по средствах и прослушанному правилах материалу с опорой закаливания на визуальный план организма. (с использованием Передвижение, системы игровых, исполнение сенсорных команд в колонне поощрений. сохраняя Выполняют дистанцию и построение с равнение в помощью педагога. затылок. Отвечают на Знакомство с вопросы бегом в односложно. Отвечают на вопросы по прослушанному материалу. Выполняют построения и перестроения в шеренгу, колонну, круг, осваивают строевые действия в шеренге и колонне. Осваивают правила игры 28 чередовании с ходьбой. Подвижная игра на внимание 64 Значение утренней гимнастики 1 Выполнение поворотов на месте налево и направо переступанием. Выполнение ритмичной ходьбы с сохранение заданного темпа ходьбы. Выполнение общеразвивающи х упражнений типа зарядки. Подвижная игра с бегом Передвигаются в колонне бегом в чередовании с ходьбой по указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по инструкции учителя Выполняют простые виды построений, осваивают на доступном уровне строевые действия в шеренге и колонне (с помощью учителя). Выполняют ходьбу с изменением скорости. Выполняют практические задания с заданным параметрами (составляют комплекс утренней гимнастики) с помощью педагога. Участвуют в подвижной игре по инструкции и показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий 65 Перемещен ие на площадке в пионерболе , прием и передача мяча двумя руками у стены и в парах 1 Знакомство с игрой пионербол. Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполнение перемещений на площадке игроков в пионерболе, выполнение приема и передачи мяча Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев (по возможности). Выполняют перемещения на площадке с помощью педагога. Осваивают и используют игровые умения (взаимодействие с партнером) Выполняют построения и перестроения в шеренгу, колонну, осваивают действия в шеренге и колонне. Выполняют ходьбу с изменением скорости. Выполняют практические задания с заданным параметрами (составляют комплекс утренней гимнастики). Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполняют перемещения на площадке. Осваивают и используют игровые умения 29 66 Бросок мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи 1 67 Изучение техники подачи мяча в пионерболе Изучение техники подачи мяча в пионерболе Изучение техники подачи мяча в пионерболе Розыгрыш мяча на три паса в пионерболе 1 Розыгрыш мяча на три паса в пионерболе Розыгрыш мяча на три паса в пионерболе 1 68 69 70 71 72 1 1 1 1 двумя руками у стены и в парах Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев. Освоение перемещений на площадке игроков в пионерболе. Выполнение бросков мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи Выполнение перемещений на площадке игроков в пионерболе, выполнение приема и передачи мяча двумя руками у стены и в парах. Выполнение подачи мяча в игре Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев. Освоение перемещений на площадке игроков в пионерболе. Выполнение приема и передачи мяча двумя руками у стены и в парах. Определение способов розыгрышей мяча Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев (по возможности). Выполняют перемещения на площадке с помощью педагога. Осваивают и используют игровые умения Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполняют перемещения на площадке. Осваивают и используют игровые умения Выполняют перемещения на площадке с помощью педагога. Выполняют прием и передачу мяча у стены по инструкции и показа учителя. Осваивают и используют игровые умения (подача мяча в пионерболе) Выполняют перемещения на площадке с помощью педагога. Выполняют прием и передачу мяча в паре. Осваивают и используют игровые умения (подача мяча в пионерболе) Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев (по возможности). Выполняют перемещения на площадке с помощью педагога. Выполняют упражнения с мячом по инструкции и по показу учителя Выполняют упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполняют перемещения на площадке. Выполняют упражнения с мячом после инструкции и показа учителя 30 на три паса в пионерболе Выполнение бросков мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи. Выполнение игровые действия соблюдая правила игры 73 Учебная игра в пионербол 1 74 Учебная игра в пионербол Учебная игра в пионербол 1 76 Игры с элементам и общеразви вающих и корригиру ющих упражнени й: «Фигур», «Светофор » 1 Выполнение ходьбы со сменой положения рук. Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Подвижные игры на освоение основных цветов, выполнение действий по сигналу учителя, выполнение перебежек 77 Игры с метанием мяча «Подвижна я цель», «Обгони мяч» 1 Ходьба с хлопками. Выполнение упражнений с волейбольным мячом. Подвижные игры на выполнение передачи – ловли мяча, согласование свои 75 1 Выполняют упражнения с мячом по инструкции и по показу учителя Осваивают и используют элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником) Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем учителя. Выполняют упражнения наименьшее количество раз. Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя) Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем. Выполняют 5-6 упражнения с мячом. Осваивают и используют игровые умения Выполняют упражнения с мячом после инструкции и показа учителя. Осваивают и используют элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником) Выполняют ходьбу со сменой положения рук по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции и показу учителя. Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя Выполняют ходьбу по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции учителя. Осваивают и используют игровые умения 31 78 Подвижны е игры на развитие основных движенийбега: «Пусто место», «Бездомны й заяц» 1 79 Подвижны е игры на развитие основных движенийпрыжков: «Волк во рву», «Рыбаки и рыбки» 1 80 Подвижны е игры на развитие основных движенийперелезани 1 действия с действиями других игроков, соизмерение бросков с расстоянием до цели Выполнение ходьбы с различным положением рук. Выполнение беговых упражнений. Подвижные игры на выполнение бега в различных направлениях, быстрое ориентирование в пространстве Выполняют ходьбу с различным положением рук по показу и инструкции учителя. Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя) Выполнение Удерживают медленного бега с правильное сохранением положение тела во правильной время бега осанки. (пооперационный Выполнение контроль общеразвивающи выполнения х упражнений с действий). Смотрят малыми мячами. образец выполнения Выполнение упражнения, прыжков на одной слушают ноге на месте и с инструкцию учителя, продвижением. выполняют Подвижные игры упражнения с на предметом по взаимодействие показу. Участвуют в согласно подвижной игре под правилам игры, контролем учителя перепрыгивание через препятствия Построение в Выполняют по шеренгу, колонну, показу учителя с изменением упражнения для места построения, формирования выполнение ходы пространственных и бега между представлений с Выполняют ходьбу с различным положением рук по показу и инструкции учителя. Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя Удерживают правильное положение тела во время бега. Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения с предметом. Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственн ых 32 81 я: «Наседка и цыплята», «Зайцы, сторож и Жучка» Подвижны е игры на развитие основных движенийперелезани я: «Наседка и цыплята», «Зайцы, сторож и Жучка» 1 различными ориентирами. Выполнение упражнений с обручем. Перелезание через препятствия различным способом в зависимости от высоты помощью учителя, по возможности. Выполняют упражнения с предметами после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Осваивают и используют игровые умения представлений по показу учителя. Выполняют упражнения с предметами после показа учителем. Осваивают и используют игровые умения 33 82 Эстафета с мячом 1 Выполнение ходьбы змейкой, в полуприседе. Чередование бега и ходьбы по сигналу. Выполнение броска набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. Эстафеты на взаимодействие с товарищами 83 Подвижная игра «Филин и пташки» 1 84 Подвижная игра «Бой петухов» 1 Выполнение ходьбы с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Выполнение непрерывного бега в среднем темпе. Подвижная игра на выполнение спрыгиваний с предметов приподнятых над землей, быстрое ориентирование в пространстве, взаимодействие согласно правилам игры Выполнение упражнений сохраняя равновесие и преодолевая препятствия. Подвижная игра на взаимодействие согласно правилам игры Удерживают правильное положение тела во время ходьбы (с помощью учителя). Выполняют чередование бега и ходьбы. Бросают набивной мяч из различных исходных положений меньшее количество раз. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями по показу учителя. Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя) Выполняют ходьбу змейкой, в полуприседе. Выполняют чередование бега и ходьбы. Бросают набивной мяч из различных исходных положений. Осваивают и используют игровые умения Выполняют упражнения на равновесие, преодолевают препятствия с помощью учителя. Осваивают и используют элементарные игровые техникотактические взаимодействия Выполняют упражнения на равновесие, преодолевают препятствия по инструкции учителя. Осваивают и используют элементарные игровые технико- Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя 34 (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником) 85 Техника бега по дистанции 1 86 Техника бега по дистанции 1 87 Техника высокого старта Техника высокого старта 1 Техника низкого старта Техника низкого старта 1 88 89 90 1 1 Легкая атлетика – 18 часов Выполнение Выполняют ходьбу с ходьбы с изменением перешагиванием направлений по через большие ориентирам и мячи с высоким командам учителя. подниманием Выполняют бедра. прямолинейный бег Выполнение с параллельной беговых постановкой стоп упражнений. Выполнение прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой Выполнение ходьбы с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Выполнение беговых упражнений. Выполнение высокого старта, вовремя начинать бег Выполнение ходьбы перекатом с пятки на носок. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Освоение техники низкого старта, пробегание с максимально возможной скоростью и по возможности не Выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Начинают бег с высокого старта Выполняют ходьбы перекатом с пятки на носок. Осваивают бег с низкого старта, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя). тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником) Выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра по инструкции учителя. Выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп Выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра по инструкции учителя. Начинают бег с высокого старта Выполняют ходьбы перекатом с пятки на носок. Выполняют бег с низкого старта. Играют в подвижную игру после инструкции учителя 35 Прыжок в высоту с 35 беговых шагов разбега Прыжок в высоту с 35 беговых шагов разбега 1 93 Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель 1 94 Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель Метание теннисного мяча на дальность 1 Метание теннисного мяча на дальность 1 91 92 95 96 1 1 снижение ее до финиша. Коррекционная подвижная игра Выполнение ходьбы с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Выполнение непрерывного бега в среднем темпе. Демонстрировани е техники прыжка в высоту. Выполнение ходьбы с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполнение бега с преодолением простейших препятствий. Метание теннисного мяча в цель правой и левой рукой Выполнение ходьбы с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями по показу учителя. Осваивают прыжок в высоту с прямого разбега способом «перешагивание», ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, дополнительная индивидуальная инструкция учителя). Выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Выполняют метание теннисного мяча в цель по показу Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями по показу учителя. Удерживают правильное Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. Прыгают в высоту с прямого разбега способом «перешагивание » после показа учителем Выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Выполняют метание теннисного мяча в цель после инструкции и показа учителя Выполняют ходьбу с упражнениями для рук в чередовании с другими движениями. 36 97 Метание теннисного мяча на дальность 1 Выполнение непрерывного бега в среднем темпе. Метание теннисного мяча на дальность с места правой и левой рукой положение тела в процессе выполнения метания (под контролем учителя) Удерживают правильное положение тела в процессе выполнения метания 37 98 Эстафетны й бег 1 99 Эстафетны й бег 1 10 0 Бег на скорость до 60 м 10 1 Бег на выносливо сть: кроссовый бег, чередующи йся с быстрой ходьбой Бег на выносливо сть: кроссовый бег, чередующи йся с быстрой ходьбой 10 2 Выполнение ходьбы со сменой положения рук. Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Преодоление своего этап и передача эстафетной палочки участнику своей команды Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем учителя. Выполняют упражнения наименьшее количество раз. Участвуют в соревновательной деятельности по возможности (участвуют в эстафете) 1 Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта 1 Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение равномерного бега по длинной дистанции. Правильное удерживание корпуса и рук в медленном беге в сочетании с дыханием Выполняют специально- беговые упражнения (по возможности) на укороченной дистанции. Выполняют бег с низкого старта на меньшей дистанции Выполняют специально- беговые упражнения ( по возможности). Выполняют медленный бег в чередовании с ходьбой 1 Выполняют ходьбу со сменой положения рук по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции и показу учителя. Участвуют в соревновательно й деятельности(уч аствуют в эстафете) Выполняют специальнобеговые упражнения по показу учителя и инструкции. Выполняют бег с низкого старта Выполняют специальнобеговые упражнения Выполняют медленный бег 38 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В 4 КЛАССЕ Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» на конец 4 класса Минимальный уровень Должны: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; − выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых команд; − иметь представления о двигательных действиях; − знать основные строевые команды; − производить подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; − участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; − знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень Должны: − практически осваивать элементы гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; − участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); − выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; − подавать и выполнять строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; − оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; − знать спортивные традиции своего народа и других народов; 40 − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и применять их в практической деятельности; − знать правила и технику выполнения двигательных действий, применять усвоенные правила при выполнении двигательных действий под руководством учителя; − знать и применять правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Критерии оценки предметных результатов Оценивается техника (правильность) выполнения упражнений: при построении, перестроении; выполнение строевых команд; в равновесии, ходьбе, лазанье; упражнения с элементами гимнастики и акробатики; передвижение на лыжах. В беге, прыжках, метании и бросках учитываются секунды, количество, длина, высота. При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» - ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» - ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество 41 выполнения, хотя количественный показатель не намного ниже. Примеры значительных ошибок: − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» - ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» - не ставится. Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать количественный результат. Но так как возрастных нормативов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями нет, учитель сам определяет результат, на который он будет ориентировать ученика в зависимости от его физических возможностей. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически. 42